Фаст фуд на азс
АЗС в США заправляют едой: фастфуд против нефти
В США бренды крупных нефтяных компаний постепенно выдавливаются с рынка розничных продаж топлива. Одна из главных причин – растущая популярность сферы фастфуд на АЗС, а вместе с этим и процесс «дозаправки» водителя с помощью еды. Возможность подкрепиться стала едва ли не важнее, чем заправка автомобилей топливом.
Как увеличить прибыльна АЗС?
Если раньше все внимание на шоссе направлялось на поиск эмблем Shell, Exxon или Texaco, то сейчас взгляд водителей пытается выхватить из придорожного пейзажа символику Buc-ee или Wawa. Миллениалы оценивают АЗС по качеству еды ничуть не меньше, чем по цене и качеству бензина.
Сочетание мощностей узнаваемого топливного бренда и новых веяний в потребительском поведении позволяет получить результат в виде повышения качества обслуживания. Кроме того, есть реальная возможность увеличить прибыльности в условиях весьма волатильного и конкурентного бизнеса. Именно таким сегодня является в стране розничная продажа топлива.
На примере Shell и Circle K
«Независимо от операционной модели, ключом к ее успешности сегодня является сам бренд», – обозначил общую стратегию на этом рынке сегодня Иштван Капитани, исполнительный вице-президент по ритейлу Royal Dutch Shell. В США его компания является партнером Circle K. Это позволяет расширять рынок сбыта топлива под маркой Shell через партнерство со второй по величине сетью мини-маркетов в Северной Америке. Бензин и продукты учитываются в рамках программы лояльности Circle K.
Exxon Mobil Corp. имеет аналогичные партнерства с Circle K и 7-Eleven Inc. Стратегия и выгоды для конечного потребителя идентичны Shell. Покупай больше продуктов и топлива, получай больше скидок и бонусов на продукты и топливо. Выигрывают все.
В принципе, розничная продажа одного только бензина для крупных нефтяных холдингов в США никогда не была чем-то сверх выгодным. Прибыльность этих продаж исчисляется центами на галлон. В США каждому давно известно, что маржа на АЗС живет в сопутствующих продажах. И это даже несмотря на тот факт, что только в июле в стране через розницу было реализовано бензина на $38,7 млрд.
Осознав такое положение дел, многие крупные энергетические компании по возможности ужали свое участие в процессе финальных продаж потребителя до уровня управления франшизами, чтобы сосредоточиться на добыче нефти и ее переработке. Образовавшееся пространство принялись заполнять крупные ритейл-сети, быстро осознавшие потенциал предложения водителям принципа «одной остановки» для решения всех задач, типично возникающих по пути из точки А в точку Б.
Заправка по франшизе
В 2014 году пять крупнейших нефтяных компаний США владели всего 0,4% от общего числа АЗС в стране, хотя в 2008 им принадлежало 1,9% (данные Американской Ассоциации мини-маркетов – NACS). Большинство заправок с логотипами мейджоров типа Exxon, Chevron Corp. и BP на самом деле принадлежат индивидуальным предпринимателям или сетям небольших магазинчиков на долгосрочных контрактах с нефтяной компанией по поводу поставок и права продаж под ее брендом!
Как результат, на сети 7-Eleven и Sheetz Inc. в 2015 году пришлось свыше 80% продаж бензина в США, (с 59% в 1997, согласно тем же данным NACS). Причем большую часть оставшихся 20% продали уже сети крупного ритейла — Kroger Co., Wal-Mart и Costco Wholesale.
Вице-президент NACS по стратегическим отраслевым инициативам Джефф Ленард описывает сдвиг в отрасли. Ему видится замена людей, покупающих сэндвич из-за привлекательной цены на бензин, на людей, покупающих бензин из-за хорошего качества предложенного им сэндвича.
Фастфуд или бензин?
Количество потребителей, заявляющих, что цены на бензин влияют на их выбор места заправки, с 2015 года упало на 6% и достигло 51% от числа всех посетителей АЗС. Т.е. сегодня в США на выбор места заправки качество еды и уровень цен на бензин влияют абсолютно в равной степени, подчеркивает Ленард.
Только на привлекательной цене топлива зачастую построить продажи оказывается невозможно. Многие сети предпринимают дополнительные усилия по развитию нетопливных бизнесов. RaceTrac и QuikTrip модернизируют свое предложение в зоне кафе:
- здоровая пища;
- только свежие продукты;
- расширенное меню.
7-Eleven проводит рекламные кампании по своим фирменным напиткам Big Gulp и Slurpee. Wawa Inc. раскручивает новую линейку сэндвичей. О бензине – ни слова.
Джозеф Лето, президент компании Energy Analysts International, добавляет, что с 2012 года в стране закрылось около 20 000 АЗС с мини-маркетами. Все они слишком полагались на продажи топлива и никак не развивали продажи «побочных товаров». Вторые уже давно перестали быть дополнением к бензину и прочим чисто автомобильным продуктам.
Крупный ритейл также сыграл роль в этом процессе. Wal-Mart и Costco начали открывать АЗС в том же пространстве, что и парковки в своих моллах. При этом они добавляют в среднем 28 новых АЗС в месяц в 2016 году.
Те нефтяные компании, которые все таки остались в ритейле, также думают далеко за пределами топлива. Refiner Marathon Petroleum Corp. планирует потратить $380 млн на развитие сети мини-маркетов Speedway в плане расширения продаж продукции под своим брендом (private label).
QuikTrip — оператор, реализующий 2,5% топлива в стране. Там рассчитывают прокачать продажи в своих АЗС/мини-маркетах так, чтобы их нетопливная выручка обеспечивала не менее 25% в общей структуре доходов компании.
В 2016 году, по данным NACS, продажи продуктов питания в мини-маркетах при АЗС составили 22% общего объема выручки. 35% — прибыль в структуре валовой прибыли. Оба показателя – рекордные за всю историю отрасли. «Качество еды» — в тройке факторов выбора АЗС наряду с ценами на бензин и локацией. Причем, даже хотдогов и кофе зачастую уже недостаточно. В тренде здоровое питание, свежие ингредиенты и премиальное качество продуктов.
Уровень общепитовских проектов на АЗС
Отсюда множество локальных историй о заправках с чудо-едой. Ее приготовлением занимается специально выделенный штат поваров. Часто мигранты из Индии, которые предлагают не банальный бургер, а полноценный карри из цыпленка. Такое блюдо вполне достойно уровня ресторана национальной кухни. Подобные заведения быстро становятся местной достопримечательностью. Воевать с ними с помощью разогретых в микроволновке пончиков или круассанов – дело заведомо проигрышное.
Также, довольно сложно запускать общепитовский проект с нуля. Особенно в районе, где уже существует работающий заправочный фастфуд-конкурент хорошего уровня. Проще найти АЗС без пищевой составляющей и встроиться в качестве элемента паззла будущего совместного успеха. АЗС в этом плане всегда в выигрыше за счет гарантированного потока клиентов. Можно сказать, что они «встроены» в саму эко-систему заправки. Тогда как в очередную закусочную люди могут просто не прийти.
Средний поток на АЗС и прилегающий к ней мини-маркет/закусочную – около 1000 человек в день. Гарантированная тысяча визитов – мечта любого малоформатного магазина! Остается только дать клиентам почувствовать, что у вас есть что-то вкусное, и вот они, продажи.
В штате Индианаполис описанная модель переживает расцвет – местные несетевые АЗС привлекают недорогой наемный труд поваров из-за рубежа, предоставляя им свободу творчества на кухне и предлагая клиентам уникальные бонусы при заправке в виде свинины в соусе масала, лепешках из чечевичной муки и другие деликатесы наряду с пиццей, гирос и самоса.
Вывод
Ставка только на сигареты, чипсы и «Доктор Пеппер» убивает бизнес АЗС в современной Америке, если не подкреплять его полноценным гастрономическим предложением. Сегодня это реальность американской заправочной отрасли, регулярно формирующая новые симбиозы заправок и фастуда, порой настолько удачные, что они становятся предметом копирования ведущими мировыми игроками индустрии быстрого питания.
Еда для заправки
Превращение АЗС в локальные ресторанчики и магазины «у дома» — мировой тренд. Михаил НАСТИЧ, менеджер по поддержке клиентов сети Superamerica, рассказывает, как все устроено за океаном.
На американских дорогах можно встретить и АЗС от крупных сетей, и одиночные заправки. Конечно, все точки разные, но есть одна общая тенденция. Если раньше сопутствующие товары и еда были дополнением к продаже топлива, то сейчас акценты смещаются. Для многих сетей, да и для одиночных игроков магазин и фастфуд становятся важным источником прибыли. Соответственно, растут площади, отводимые для точки питания, и ассортимент предлагаемой еды и товаров.
Есть сети АЗС, которые развивают направление горячих блюд, их точки питания похожи на российскую сеть «Му-Му». Тут тебе и супы, и второе, и «компот». Есть компании, ориентирующиеся на реализацию готовых охлажденных или замороженных блюд. На некоторых АЗС предлагают типичное для фастфуда меню: сэндвичи, бутерброды, хот-доги и т.п. А на небольших частных заправках владельцы порой сами готовят пиццу и пекут сдобную выпечку: такой микс весьма востребован в маленьких населенных пунктах.
Зонирование и оборудование
Сеть Superamerica уже очень давно перешла на работу в новом формате и обратилась к формату convenience store — «магазин шаговой доступности». Во всех современных точках есть фудкорт, кассовая зона, торговый зал, подсобные помещения (кухня, холодильники и пр.).
На фудкорте располагаются витрина для свежей выпечки, витрина с подогревом для горячих бутербродов, пиццы и т.д. Есть две вендинговые машины: одна — для капучино, вторая — для горячего шоколада. Обязательно устанавливаются машины для холодного кофе и приготовления фраппучино. Для сэндвичей, салатов и бутербродов в заведении есть охлаждаемая витрина. Предусмотрена специальная выкладка добавок для кофе, соусов и приправ для бутербродов и готовой еды.
Далее список стандартного оборудования составляют машина для смузи, аппарат для приготовления молочных коктейлей, диспенсер для газированных напитков, аппарат для сладкого льда Icee. И в завершение — роллер-гриль для хот-догов и микроволновая печь. Гости сами могут приготовить все напитки и блюда или взять готовую еду. Персонал только моет, загружает полуфабрикаты и следит за заполненностью витрин.
Подсобное помещение кухни оборудовано либо печами для приготовления пиццы, либо более современными конвекционными печами с СВЧ, разделочными столами и посудомоечным оборудованием.
Аассортимент
По стандарту нашей сети, в ассортименте каждой точки должно быть 6 позиций готового кофе. На выбор клиентов — 6 разновидностей капучино и столько же сортов горячего шоколада. В меню современных АЗС Superamerica около 30 наименований свежей сдобной выпечки, 15 видов сэндвичей, 10 — бутербродов, 2 наименования пиццы, несколько свежих зеленых салатов, мексиканские буррито и закуски типа сырных палочек и охотничьих колбасок.
Часть ассортимента, около 10%, ежемесячно меняется. Вводятся новые или сезонные позиции. Например, перед Хэллоуином появляются блюда с тыквой, к Дню Благодарения — индейка.
Режим работы и поставок
Все точки компании работают в круглосуточном режиме, без перерывов, выходных и праздников. Выпечка и все полуфабрикаты производятся централизованно и доставляются ежедневно до 5.00. Каждую ночь все оборудование промывается и дезинфицируется. С 6.00 до 14.00 некоторые виды сэндвичей разогреваются и выкладываются в горячую витрину, для этой же витрины выпекают пиццу, куриные наггетсы, картофель дольками и хаш-брауны. Роллер-гриль загружается 10 видами сосисок и работает до полуночи, но некоторые точки с большим трафиком предлагают хот-доги 22 часа в сутки).
Безопастность
Контроль качества жесточайший и осуществляется в несколько этапов. На производстве используются только свежие продукты, а вся упаковка маркируется. Во время приемки на точке продукции в маркировку вносятся дата и время приемки и данные по окончании срока реализации или хранения. В процессе хранения обязательно соблюдение правила FIFO (fist in — fist out, «первый пришел — первый ушел»), установлены жесткие стандарты по приготовлению блюд, доготовке полуфабрикатов, срокам и способам хранения по каждой категории.
Вся продукция, срок реализации которой заканчивается, незамедлительно утилизируется — это непреложное правило. Ведется специальный журнал по доготовке или разогреву, в котором отмечается время приготовления и время обязательной утилизации. Таким образом исключается случайное нахождение просроченной продукции на полках торговой точки. То же относится и к кофе, который варят в специальных термосах, промываемых минимум каждые 2 часа, и готовят новую партию. Четкое планирование и ежедневные поставки свежей продукции позволяют увеличивать оборачиваемость и иметь в наличии всегда свежую продукцию.
Все руководители, чьи сотрудники контактируют с продуктами питания, должны окончить курсы безопасности пищевого производства и ежегодно подтверждать полученный сертификат.
Деньги и спрос
Норма прибыли по фастфуду невысокая, в некоторых точках составляет всего несколько процентов. Эта категория является скорее якорем для привлечения клиентов. Соответственно, доля готовой еды в бюджете торговой точки невелика и обычно не превышает 5%, хотя фудкорт занимает почти треть, а иногда и более торгового пространства.
Самый ходовой товар — безалкогольные газированные напитки. Стандартный диспенсер рассчитан минимум на 10 ходовых наименований, а на новых точках устанавливают технику на 20 напитков. Среди них есть и довольно необычные, например, корневое пиво (root beer) и изотонические напитки (Powerade/Gatorade). Очень любят американцы холодные кофе и фраппучино. В бестселлерах и фруктовый лед (Icee).
95% клиентов, вошедших в торговый зал, покупают либо готовую еду, либо напитки. Около половины берут что-то для домашнего холодильника (замороженные полуфабрикаты, молоко, яйца, масло и пр.).
Локализация
В процессе глобализации и укрупнения продуктовых магазинов, обезличивания покупателя маятник потребительских симпатий качнулся в сторону создания этаких центров притяжения для жилого района. И иногда ими становятся АЗС с продуктовым магазином и фудкортом.
В Superamerica корректируют товарную матрицу под нужды каждого конкретного района. Персонал обучают общению с клиентами, просят запоминать имена и привычки постоянных покупателей, обучают общению с детьми. Существует масса действенных программ поощрения постоянных гостей. Для того чтобы сделать стандартную заправку более уютной и непохожей, каждой точке выделяют незначительные средства на украшение и обновление к большим праздникам, персонал надевает костюмы — на это нет стандартов, считается, что сотрудники лучше знают и понимают своих клиентов.
Фаст фуд на азс
Киев, 6-7 декабря 2010 г.
отель «Премьер Палас»
Официальная поддержка
МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ УКРАИНЫ
Предлагаем нашим читателям ознакомиться с докладом генерального директора компании «Ресторанный консалтинг» Ольги Насоновой, прозвучавшим в рамках V Ежегодной конференции-выставки «Рынок нефтепродуктов Украины: тенденции развития, технологии, оборудование для АЗС». В своем выступлении Ольга Насонова рассказала об особенностях развития на заправочных станциях такого вида бизнеса, как кафе, и поделилась секретами увеличения продаж на этих точках питания…
Постсоветский рынок фастфуда при АЗС находится на начальном этапе развития, потому что большинство владельцев и руководителей заправочных сетей скептически относятся к данному виду сопутствующего бизнеса. Для них кафе лишь дополнительная услуга, которой, как правило, не уделяют должного внимания. Иногда доходит до того, что на АЗС, претендующей на высокий уровень, качество работы фастфуда не выдерживает критики. Немало и таких владельцев, которые открывают новые автозаправки и вовсе без небольшого кафе.
Они не понимают, насколько значительный доход теряют.
Стоит отметить, что фастфуд при АЗС особенно актуален в городской черте. В крупных городах всегда существует дефицит качественных помещений для организации ресторанного бизнеса, вместе с тем на заправочной станции условия более чем выгодные: расположение рядом с дорогой, высокий трафик, обеспеченные клиенты (люди, имеющие автомобиль и средства на бензин, естественно, найдут деньги и на «быструю еду»).
В пользу обустройства кафе при АЗС также говорит тот факт, что данный вид бизнеса в последнее время превратился в один из способов борьбы за клиента, особенно на городских дорогах. Ведь с недавних пор заправочные станции все чаще строят на небольшом расстоянии друг от друга, что ужесточает конкуренцию между сетями. А клиент в свою очередь становится все привередливее.
Целевая аудитория
Посетители фастфудов при АЗС представляют собой достаточно большую группу, преобладающая часть которой имеет доход выше среднего. Очевидно, что это в основном мужчины — именно они, как правило, являются владельцами автомобилей. Соответственно, мужчины гораздо чаще женщин заправляют автомобили, покупают товары в магазинах при АЗС и посещают кафе при заправочных станциях.
Поскольку мужчины составляют подавляющее большинство клиентов фастфуда при АЗС, обслуживание в заведении подобного формата должно быть быстрым, ассортимент — качественным, а меню — изложенным максимально просто. Последний пункт особенно важен, потому что мужчинам не нравится испытывать сложности в связи с выбором блюд или товаров. Если во время создания фастфуда при АЗС учесть три перечисленных фактора, приток клиентов будет обеспечен.
Типы кафе при заправочных станциях
В зависимости от того, располагается АЗС в городе или за его пределами, фастфуды при станции бывают двух типов.
Первый тип
Это точка быстрого питания при автозаправке, работающей в черте города. Кафе характеризуется небольшими размерами и ограниченным ассортиментом. Меню состоит из холодных и горячих напитков, выпечки и бутербродов.
В таком фастфуде лучше всего продаются напитки, поскольку часто клиент может не хотеть кушать, но при этом испытывать потребность выпить кофе, чтобы взбодриться, или жарким летним днем взять в дорогу холодный напиток, чтобы утолить жажду. В то же время хорошим спросом пользуются пирожки, хот-доги, пицца, чебуреки, выпечка с несладкими начинками — в общем, все, чем можно быстро перекусить.
Акцент необходимо делать на уже готовые блюда, требующие только разогрева, или полуфабрикаты, которые готовятся при посетителе в течение 1–2 минут. Такой подход объясняется тем, что подобная еда, как правило, продается на вынос. Так что если на АЗС нет свободного места даже под небольшое кафе со столами, можно обойтись и без них. Если же площадь позволяет, есть смысл поставить 1–3 стола.
Говоря о фастфуде первого типа, необходимо понимать, что основными клиентами городской заправочной станции являются жители города. Для того чтобы покушать плотно, у них есть масса возможностей: дома, в столовой на работе или рядом с офисом. А на АЗС им необходимо предложить «быструю еду» — чтобы клиент мог заправиться, тут же купить бутерброд и съесть его на ходу.
Характеристики кафе первого типа:
• не имеет отдельного входа, расположено в общей торгово-кассовой зоне АЗС; как правило, стойка выдачи кафе располагается рядом с кассовой стойкой АЗС для удобства персонала, который может свободно перемещаться от кассы АЗС / магазина к кассе кафе;
• не имеет отдельного названия;
• количество посадочных мест минимально (от 1 до 3 столов);
• меню ограниченное, акцент сделан на напитки, прежде всего на кофе, из блюд присутствуют, как правило, сэндвичи, выпечка;
• посуда используется как одноразовая, так и многоразовая;
• сервис предполагает полное или частичное самообслуживание;
• приготовление блюд подразумевает очень быструю доготовку на месте.
Второй тип
Такой фастфуд в некоторых случаях может работать и в городской черте, но все же он предпочтительнее на заправочной станции, расположенной в пригороде или между населенными пунктами, поскольку нацелен на привлечение клиентов, которые уже довольно долгое время находятся в пути и не прочь хорошо подкрепиться. Им недостаточно для утоления голода выпить кофе с булочкой, поэтому в фастфуде при АЗС за пределами города будут уместны салаты, закуски, первые и вторые блюда, гарниры, напитки, десерты, то есть гораздо больший ассортимент, чем в кафе первого типа. Безусловно, к ресторанному предложению стремиться не стоит, поскольку в точках питания при АЗС надо готовить намного быстрее, чем в ресторане, но в то же время посуду надлежит использовать многоразовую, а обслуживание клиентов целесообразно поручить официантам.
Так как цель фастфуда второго типа — полноценно накормить, еда в нем будет продаваться лучше, чем напитки. Это значит, что очень важно правильно рассчитать запасы продовольствия и подобрать нужное оборудование.
Характеристики кафе второго типа:
• имеет отдельный вход;
• иногда имеет собственное название и интерьер, отличающийся от общего стиля АЗС;
• количество посадочных мест аналогично вместительности обычного городского кафе (от 5 до 13 столиков);
• меню может быть достаточно большим: салаты, горячие блюда, закуски; обширное барное меню;
• посуда используется исключительно многоразовая;
• сервис предполагает либо частичное самообслуживание, либо обслуживание официантами;
• приготовление блюд подразумевает полный кулинарный цикл или частичную доготовку на месте, а не только разогрев.
Недавно я обратила внимание на достаточно специфические АЗС, появившиеся в столичном регионе. Заинтересовал тот факт, что на парковке этих заправочных станций стояло много машин, но при этом заправлялось лишь 1–2 автомобиля. Причина заключалась в большом кафе, расположенном на территории АЗС. В такое место люди приезжают в первую очередь покушать и только во вторую, возможно, еще и заправить свой транспорт. Главное достоинство подобных точек питания в том, что их посещаемость не зависит от посещаемости станции. Эти заведения выглядят как обычные кафе, имеют отдельный вход и насчитывают 5–10 столиков.
Хотелось бы подчеркнуть: если ставить перед собой цель развивать на АЗС сопутствующий бизнес в виде фастфуда, то необходимо ориентироваться исключительно на высокие стандарты, иначе предприятие может не принести запланированную прибыль. Основополагающими факторами, существенно влияющими на доходность данного вида бизнеса, являются правильно подобранные ассортимент и оборудование.
Кстати, оборудование кафе полностью зависит от предполагаемого меню. Если, например, в нем не будет сосисок, то соответствующий гриль не понадобится, а если не будет фреша, то и соковыжималка ни к чему. Как правило, владельцы заправок покупают по большей части оборудование для напитков. Таковым может быть кофе‑машина, ледогенератор, миксер для коктейлей.
Другое необходимое оборудование:
• склад:
– камера холодильная сборная;
– камера морозильная сборная;
• цех полуфабрикатов:
– стол производственный из нержавеющей стали, с бортом и полкой;
– ванна моечная двойная из нержавеющей стали, с бортом и полкой;
– машина для нарезки гастрономии;
• моечная столовой посуды:
– стол производственный из нержавеющей стали, с отверстием для сброса отходов, бортом и полкой;
– посудомоечная машина;
– ванна моечная двойная из нержавеющей стали, с бортом и полкой;
• стойка раздачи в кафе:
– стол производственный с мойкой, из нержавеющей стали, с бортом и полкой;
– пароконвекционный электрический шкаф из нержавеющей стали;
– тумба пристенная под оборудование;
– ледогенератор из нержавеющей стали (производительность — 20 кг / сут.);
– печь микроволновая электрическая (объем — 23 л);
– гриль настольный прижимной, одинарный;
– соковыжималка для цитрусовых;
– миксер молочный однопостовой;
– блендер настольный электрический;
– кофеварка настольная электрическая, автоматическая;
– гриль для сосисок;
– витрина настольная электрическая.
Во время формирования ассортимента фастфудов указанных двух типов необходимо учитывать также вкусовые предпочтения жителей того или иного региона страны. Например, на западе очень любят пиццу, на юге лучше покупают мясные блюда, сэндвичи.
Способы увеличить доход
Получить дополнительный доход от фастфуда на АЗС можно с помощью некоторых нестандартных бизнес-решений.
Отлично зарекомендовала себя идея предлагать клиенту кофе или выпечку в тот момент, когда он расплачивается с кассиром за бензин. В результате объем продаж данных продуктов заметно возрастает. Этот механизм уже используют на некоторых АЗС ТНК-ВР. Возможно, кому-то подобная идея покажется навязчивым сервисом, но на самом деле все иначе.
Таким образом сеть АЗС демонстрирует свою заботу о клиенте, дескать, у нас есть для вас что-то еще помимо топлива. Услуга выглядит как современное новшество. Но в этом случае все кассы должны работать на продажу одновременно и топлива, и напитков с едой. Тогда клиенту не придется идти к отдельной кассе, что весьма удобно.
Привлекательной идеей является продажа напитков на вынос. Этот сервис пока довольно слабо развит в нашей стране. Первопроходцем в данном сегменте выступил McDonalds: компания разливает кофе на вынос в специальные стаканы, которые можно смело брать в руку, не боясь обжечься. Из них напиток очень удобно пить в дороге или на ходу. Наверное, стоит попробовать реализовать данную идею и на АЗС. В таком случае клиент сможет купить в кафе при заправочной станции «быструю еду» и горячий кофе, чтобы потом в пути или стоя в пробке без лишних проблем перекусить.
Еще одно решение подойдет фастфуду второго типа, то есть тем заведениям при АЗС, где еда готовится. Кафе может получить большое преимущество, если будет предлагать какое-то уникальное блюдо — бутерброд, пиццу… Это придаст индивидуальность точке питания и привяжет клиентов именно к ней.
Помимо этого я часто на своих лекциях рассказываю, насколько колоссальная ниша у сети McDrive. Рекомендую обратить внимание на особенности постоянных посетителей данных заведений. Если вы проанализируете интенсивность потока клиентов и стоимость их автомобилей, то поймете, что это не любители «быстрой еды», а люди, у которых банально нет времени нормально поесть. Учитывая данный факт, я не понимаю, почему до сих пор ни при одной АЗС не реализована подобная бизнес‑модель?
Разумеется, существуют типовые проекты заправок, которые никто не хочет переделывать ради кафе. Но ведь очевидно, что, хоть сейчас и идет спад по объемам продаж топлива на АЗС, количество клиентов дешевых точек питания растет. И в принципе, эти люди могут быть аудиторией кафе при АЗС.
Посещаемость
Интенсивность трафика клиентов в кафе при заправочной станции зависит от множества факторов, связанных прежде всего с самой АЗС и в меньшей мере — с ассортиментом и форматом точки питания. Впрочем, если это фастфуд, лишенный всякой индивидуальности и представленный в виде стойки, за которой можно только выпить кофе, то рассчитывать на высокую посещаемость, естественно, не смысла. Но если это кафе с оригинальным интерьером и меню, то имеются все основания претендовать на выгодный товарооборот.
По подсчетам нашей компании, клиентами фастфуда при АЗС в среднем могут быть 8,5 % клиентов заправочной станции. Впрочем, стоит отметить, что по итогам работы реальных кафе при автозаправках эта цифра заметно больше. Конечно же, такая посещаемость достигается в течение длительного времени. Когда автомобилисты узнают о недавно открывшейся АЗС, они не сразу переключаются на новое пристанционное кафе. Его раскрутка длится примерно год. Только по истечении этого срока в кафе стабилизируются продажи и появляются постоянные посетители, которые часто приезжают даже исключительно ради еды.
Время покупок
Основной объем продаж в фастфуде при АЗС приходится на вечернее время, когда клиенты едут с работы домой или в гости. Таким образом, пик реализации продукции, как и в целом в ресторанном бизнесе, приходится на 17:00 – тогда либо у автомобилистов возникает потребность в заправке (и заодно они что-нибудь покупают перекусить), либо они заезжают на станцию специально ради того, чтобы поесть.
Безусловно, имеются и исключения. Отделы маркетинга крупных сетей АЗС прекрасно осведомлены, насколько зависят потоки клиентов от места расположения заправочной станции. Например, если АЗС находится с правой стороны дороги по направлению к крупному городу, то очевидно, что наибольший приток клиентов фастфуда там наблюдается в первой половине суток, то есть с утра до 13:00. Логика проста: люди, направляясь на работу, по пути заезжают на АЗС заправиться и позавтракать.
НАША СИЛЬНАЯ СТОРОНА ФАСТ-ФУД НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ КОМПЛЕКСАХ
Универсальный модуль для приготовления хот-догов представлен в виде охлаждаемого базового элемента с возможностью установки на нем теплового оборудования. Это может быть роликовый гриль, тостер, контактный гриль, мармит, небольшая жарочная поверхность. База имеет охлаждаемые, тепловые и нейтральные выдвижные ящики. Для удобства обслуживания имеется также выдвижная разделочная доска со стороны оператора, а со стороны посетителя — отделения для диспенсеров с кетчупом, горчицей и майо-незом, салфетница. Зона приготовления отделена от посетителя стеклянным защитным экраном.
Модель: FSE-01-HD
Размеры: 1200х650х1370 мм
Мощность: в зависимости от устанавливаемого оборудования.
Напряжение: 220 В
Материал: полностью из нержавеющей стали
Разделочная доска: в комплекте (выдвижная)
Охлаждаемый отсек: температура +1°С+4°С
Тепловой отсек: температура до +60°С
Витринное стекло: закаленное
Самое выгодное предложение на рынке автоматических кофемашин с функцией «горячий шоколад». Высокое качество напитков, сенсорный дисплей на русском языке, супер прочный корпус, легкость в эксплуатации и програм- мировании. Размеры: 348х538х560 мм. Мощность 2,2 кВт, напряжение 220 В. Производительность 60 чашек/час
Производитель: EUROCHEFF (Италия)
Модель: POM’CHEFF-4
Размеры: 580х550х570 мм
Мощность: 3 кВт
Напряжение: 220 В
Материал: полностью из нержавеющей стали.
Емкость масла: 5,5 л
Разовая загрузка картофеля: 300 г
Дополнительно: встроенный фильтр и холодильный агрегат для конденсации горячих паров.
С помощью нашей фритюрницы можно быстро приготовить невероятный диапазон вкусных закусок: чипсы, картофель-фри, панированные луковые кольца, куриные крылышки, рыбные палочки, морепродукты и многое другое. Благодаря уникальной системе очистки, которая полностью устраняет дым и гарь, больше не нужно думать о неприятном запахе при жарке. Просто поместите полуфабрикат во фритюрницу и через три минуты порция горячего продукта готова! Не требует подключения к центральной вентиляционной системе.
Модуль содержит все необходимое для выпекания горячих слоек, хлеба из замороженных полуфабрикатов и кондитерских изделий.
«ФудСервисИнжиниринг» предлагает Вам оборудование для мини-пекарен от лучших отечественных и мировых для мини-пекар производителей.