Dailychef.ru

Еда и Кафе: справочная информация
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аренда кафе на колесах

Кухня на колёсах пошаговый бизнес план

  • Кухня на колёсах с чего начать
  • Основные концепции фастфуда на колёсах
  • Месторасположение наше всё!
  • Земельный вопрос
  • Сколько нужно денег для открытия закусочной на колесах
  • Какую франшизу выбрать
  • Код ОКВЭД
  • Какие документы нужны для авто кухни
  • Персонал
  • Поставщики
  • Сколько же можно заработать на закусочной
  • Пошаговый план открытия закусочной
  • Какую систему налогообложения выбрать для регистрации бизнеса на открытии закусочной

Говоря о закусочных на колесах, прежде всего, подразумевают мобильные киоски, тележки и авто-буфеты. По большей части именно «мобильность» привлекает в этот бизнес многих начинающих. Не заработало в одном месте – ерунда, закусочная на колесах без особого труда перемещается на новое торговое место. Небольшие инвестиции в бизнес, относительно «легкий старт», низкая насыщенность рынка и большой выбор франчайзинговых решений делают уличный фаст-фуд на колесах весьма привлекательным делом…

Кухня на колёсах с чего начать

Прежде планировать размещение точки и составлять меню, нужно пройти по конкурирующим точкам общепита и посмотреть на ассортимент их продукции. Как правило, он не очень широкий, но включает различные вкусняши и выпечку. Можно предложить посетителям:

    Шаурма Хот-доги; Пицца Самса

Всегда пользуются спросом хот-доги и шаурма. Будет хорошо, если вы сможете предлагать большой ассортимент горячих и холодных напитков. Можно также открывать закусочную, например, в формате блинной или национальной кухни. Если вы решите работать по франшизе, то вам уже будет предложен готовый набор блюд.

Основные концепции фастфуда на колёсах

Какие бывают закусочные и какую целесообразней открыть? Закусочные по своему формату могут быть весьма разнообразны. Выделяют закусочные смешанного типа, в которых продается широкий ассортимент фаст-фуда: пирожки, пончики, блины, хот-доги и т.д. Или закусочная может основываться на одном продукте: блинные, пирожковые, пончиковые, пельменные, чайные, куры-гриль и шаурма.
Вид продаваемых продуктов сильно зависит от месторасположения закусочной. Например, в спальных районах города целесообразней открывать куры-гриль или пельменные закусочные для тех, кому некогда готовить дома. А вот на центральных улицах и вокзалах такой вид продукции не будет пользоваться спросом, так как потреблять на ходу курицу или пельмени не представляется возможным. Пирожки, шаурму, блинчики и хот-доги – вот что лучше продавать для «пешеходов». В тоже время в спальном районе пирожки не так хороши, так как большинство предпочитает питаться полноценной пищей в домашних условиях.

Месторасположение наше всё!

Очень многое в этом бизнесе зависит от месторасположения торговой точки. Ассортимент, дизайн закусочной, вежливый персонал не будет играть той роли, как верно подобранное место. Бывает так, что закусочная в одном месте зарабатывает в несколько раз больше, чем похожая точка в 50 метрах от неё.

Если планируется открытие круглосуточной торговой точки, то вопрос выбора места становится еще более важным. Для такой точки необходимо наличие непрерывного потока посетителей в любые часы. Лучший вариант в таком случае – расположение закусочной вблизи автодороги. В таком случае основными клиентами в ночное время будут таксисты и молодежь.

Земельный вопрос

Начинать «закусочный бизнес» следует не с покупки оборудование, а с согласования месторасположения точки. Если у вашего кафе есть колеса, это еще не значит, что оно может парковаться там же, где обычные автомобили и свободно торговать фаст-фудом. Такое действо непременно привлечет внимание контролирующих органов, администрации района и сотрудников полиции. За подобное нарушение может быть наложен административный штраф.

Чтобы избежать подобных гонений и закрепиться на одном месте следует обратиться к владельцу земельного участка с просьбой арендовать торговое место, или получить соответствующее разрешение. Если земельный участок принадлежит муниципальным властям, то по вопросам аренды следует обратиться в комитет управления городским (муниципальным) имуществом. Как правило, именно этот отдел занимается заключением договоров аренды. Кроме этого, в торговом отделе администрации вам могут представить схему размещения нестационарных торговых объектов, то есть тех мест, где возможно размещение подобных объектов без каких-либо «административных проволочек».

Сколько нужно денег для открытия закусочной на колесах

Преимущество подобного бизнеса – сравнительно низкие стартовые затраты, в отличие от открытия стационарной точки общепита. Автобуфет или прицеп, оборудованный под закусочную, обойдется предпринимателю не более чем 20 000 долларов. Поддержанный вариант обойдется еще дешевле – от 10 000 долларов. Плюс некоторые затраты могут пойти на создание фирменного стиля закусочной, организационные расходы (регистрация бизнеса, согласования и разрешения) и закупку первой партии продуктов.

Какую франшизу выбрать

Снизить риски неудачного старта поможет открытия бизнеса по франшизе. В отдельных случаях это может оказаться несколько более дорогим решением, однако бизнесмен, открываясь под крылом известной сети, получает массу преимуществ. Во-первых, не нужно заботиться о дизайне точки, оборудовании, технологии и ассортименте продаваемых товаров – все предоставляет франчайзинг.
Во-вторых, франчайзинговая компания абсолютно бесплатно проведет обучение вашего персонала, даст рекомендации по повышению дохода закусочной и в дальнейшем будет сопровождать ваш бизнес. В третьих, открываясь под известным брендом, вы начинаете продавать известный товар, который не нужно дополнительно раскручивать – потребитель уже знает, что он покупает. Поэтому есть практически полная гарантия, что ваша точка будет рентабельной, остается только не ошибиться с местом. Единственный минус сотрудничества с франчайзинговой сетью можно описать такой фразой: используете чужой бренд – будьте добры работать по её правилам!

Специалисты рекомендуют стартовать сразу с нескольких закусочных, пусть это и потребует больших вложений. «Беготни» с одной точкой будет не меньше, а прибыль в разы ниже, чем у сети закусочных.

Код ОКВЭД

После приобретения автобуфета необходимо зарегистрировать предпринимательскую деятельность (ИП или ООО) в местной налоговой службе. При заполнении заявления следует указать код ОКВЭД 55.30: «деятельность ресторанов и кафе», что также включает деятельность закусочных.

В качестве системы налогообложения закусочной чаще всего выбирают спецрежим – ЕНВД, что звучит на языке бизнеса как «вмененка». Это самый выгодный вид налогообложения для данного бизнеса и размер налога во многом зависит от занимаемой объектом площади (а она, как правило, небольшая) и смягчающего коэффициента к2, установленного региональными властями. Сам автобуфет, так как это транспортное средство, следует зарегистрировать в ГИБДД.

Какие документы нужны для авто кухни

После регистрации бизнеса и установки закусочной потребуется согласование объекта с контролирующими органами, а именно с Роспотребнадзором и Пожнадзором. Для согласования работы закусочной в Роспотребнадзор необходимо предоставить: договор на дезинфекцию, договор на чистку одежды, договор на обследование систем вентиляции, договор на вывоз мусора и ТБО. В целом, для общего ознакомления можно изучить СанПиН 2.3.6.1079-01 — «Санитарные требования к организациям общественного питания».

Персонал

Для обеспечения бесперебойной работы одной закусочной потребуется трудоустройство как минимум двух продавцов. График работы – 2 через 2. Заработную плату лучше платить по принципу оклад + процент от дневной выручки, но не меньше фиксированной суммы (например, не менее 400 рублей за выход в смену). Таким образом, значительно повышается мотивация персонала.

Образ идеального работника закусочной: женщина в возрасте от 30 до 50 лет с опытом работы в сфере общественного питания или торговли не менее 5 лет. Найти такого человека не просто, однако именно такие работники делают закусочную по-настоящему успешной.

Поставщики

Отдельный вопрос – поиск поставщиков продуктов в закусочную. Как правило, через некоторое время после открытия поставщики сами дадут о себе знать. В зависимости от вида фаст-фуда, это могут быть местные товаропроизводители. Для закусочных в формате «куры-гриль» основные поставщики – местные птицефабрики, для формата «закусочные – пирожковые» — местные хлебопекарни. Кроме этого, можно зазывать полуфабрикаты (например, слоеные пирожные, блинчики), а готовый продукт выпекать непосредственно на месте продаж.

Сколько же можно заработать на закусочной

Ждать большого дохода в первые месяцы работы не стоит, так как точка еще только нарабатывает постоянную клиентуру. Также не рекомендуется устанавливать высокие цены и заниматься демпингом. В идеале, цены должны быть чуть выше, чем у соседнего прилавка с бабушкой, но ниже чем в «Макдональдсе».

У раскрученной точки с хорошим сервисом выручка в весенне-летний период доходит до 600-800 долларов в сутки. Зимой доход несколько падает, так как питаться «быстрой пищей» в мороз не всегда удобно, поэтому многие предпочитают кушать в стационарных заведениях.

Что же касается конкуренции, то её бояться не стоит. Мудрые бизнесмены рассуждают так: «Конкурентов не надо бояться, их нужно анализировать». Вообще, у уличного фаст-фуда есть одна особенность. При размещении закусочной вблизи известных сетей питания, например «Крошка -Картошка» или «Стардогс» выручка не падает, а наоборот – увеличивается. Здесь срабатывает эффект «зоны питания», когда потребитель заведомо знает, что в таком-то месте можно быстро перекусить. И поэтому все закусочные в таких местах имеют высокий доход.

Читать еще:  Как назвать детское кафе

Пошаговый план открытия закусочной

Прежде чем составлять бизнес план, нужно понять особенности работы закусочной на колесах и ее отличие от ресторанов и кафе. Во-первых, определитесь с ценовой политикой, так как вам придется работать с людьми с низким доходом: студенты, школьники, бюджетники. Во-вторых, не экономьте на качестве продуктов — найдите хороших поставщиков Следующий шаг – выбор места, где будет находиться ваше заведение и транспортного средства. Уже после этого нужно приступать к закупке оборудования и набору персонала. О работе закусочных на колесах.

Какую систему налогообложения выбрать для регистрации бизнеса на открытии закусочной

При регистрации бизнеса можно указать систему налогообложения ЕНВД или упрощенную. Многие предприниматели выбирают последний вариант. Для этого нужно подать заявление в налоговые органы о переходе на “упрощенку”.

Бизнес-план мобильной кофейни на колесах с расчетами

Кофе – самый знаменитый и желанный продукт в мире. Не у всех есть достаточно времени, чтобы приготовить и выпить утром “латте” или “капучино”. Чтобы проснуться и получить достаточно сил на весь день многие предпочитают купить бодрящий напиток по дороге на работу. Авто кофейня, которую чаще называют кофе на колёсах, для этого идеально подходит.

Кто же откажется от чашечки ароматного “эспрессо”, продающегося неподалёку? Ассортимент кофейных напитков рассчитан на простоту выбора торопящихся куда-либо покупателей. Бариста обязан за пару минут обслужить посетителя и поговорить с ним. Быстрый сервис и разумные расценки, плюс пожелания доброго дня и улыбка — ключевые факторы успеха кофейни на колёсах.

Как появились передвижные кофейни.

Первые автомобили с кофе пришли к нам из Америки. Основу заложила североамериканская компания “Seattle Coffee” в 1992 году. В Европе инициативу сразу же перехватили датчане и британцы.

Английский бренд “BikeCaffe” оказался особенно успешен. Британцы взяли трёхколесные велосипеды и установили на них кофемашины. Одна такая кофейня могла продавать до 500 стаканчиков за день. Позже кофебайки появились и в Германии, где тоже начали пользоваться бешеным спросом.

В странах СНГ впервые такое нововведение появилось в столице Украины. Киевляне сразу же оценили все преимущества покупки кофе на улицах. Сейчас этот бизнес активно развивается в крупных городах России и Белоруссии, но, по словам экспертов, рынок не насыщен даже на 50%. Безусловно, это связано в первую очередь с климатом.

Преимущества открытия мобильной кофейни:

  • Незначительные инвестиции. Такой вид бизнеса не предполагает больших расходов на запуск. Для начала достаточно взять в аренду кофемобиль и купить все необходимые ингредиенты. Варить и продавать товар можно самостоятельно, либо нанять компетентного бариста.
  • Возможность выбирать место. По сравнению с обычными кафетериями, кофейня на колёсах может оказаться в нужное время в нужном месте по вашему желанию. Это очень важно на первых этапах, позже необходимо «закрепиться» на одном месте и обслуживать постоянных клиентов.
  • Быстрое оформление бумаг. Для легализации продажи кофе на улице нужен небольшой пакет документов. Возни в разы меньше, в отличие от стационарного кафе. Приготовить все необходимые бумаги и начать работу вы сможете в течение месяца.
  • Автономность. Кофемашины на колёсах не требуют подключения к розетке и водоснабжению. Они оборудованы газовым баллоном и аккумуляторами. Заряда батарей обычно хватает на 12 часов беспрерывной работы. Некоторые предпочитают вместо аккумуляторов применять газовый или бензиновый генератор.
  • Высокая окупаемость и ликвидность. Средний срок полного возврата всех вложений – от полугода. Всё зависит от качества продукта и проходимости выбранного участка. В крайнем случае, можно легко продать оборудование для кофейни на колёсах и выйти из бизнеса.

Как открыть свою автокофейню?

  • Самостоятельно открыть собственное дело.
  1. зарегистрировать данный вид предпринимательской деятельности;
  2. оборудовать автотранспортное средство в соответствии с санитарными нормами и правилами;
  3. предусмотреть в автомобиле работу нагревателя воды;
  4. выбрать наиболее выгодное место реализации;
  5. обдумать дополнительный ассортимент продукции.
  • Взять в аренду мобильную кофейню.

Где выгодно устанавливать мобильные кофейни?

Если речь идёт о крупном городе, то оптимально расположиться возле метрополитена, подземных переходов, автобусных и троллейбусных остановок. В публичных местах кофе на колёсах всегда пользуются высоким спросом, особенно в хмурую погоду и в лютые морозы.

Целевая аудитория с утра – спешащие на работу офисные служащие, идущие на занятия студенты и школьники. Можно расположиться рядом с бизнес-центром, университетом или школой. В будние дни здесь намного больше народу, чем по выходным.

В период общественных гуляний, городских торжеств и праздничных дней нужно активно передвигаться вслед за людьми. Где толпа – там и вы. Когда вы нашли наиболее выгодную позицию – зафиксируйтесь на ней. Постоянные покупатели вас запомнят и будут искать именно на этом месте.

Какие разрешения нужны для открытия кофе на колёсах в России?

Чёткой законодательной базы для открытия такого дела в России не существует. Сейчас предприниматели, работающие в этой сфере, руководствуются законом о нестационарной работе. В настоящий момент работа выездной торговли не запрещена, но и стоять машины будут только в определенных местах, по которым у предпринимателей заключен договор аренды с администрацией города. В настоящий момент готовится законопроект о мобильной торговле, планируется, что в конце 2016 года его рассмотрят. В настоящий момент мобильная торговля хорошо себя чувствует и развивается на различных фестивалях, различных выездных мероприятиях.

Для работы своей мобильной торговли лучше использовать организационную форму Индивидуальный Предприниматель (ИП) и берем упрощённую схему налогообложения (УСН). Парковка в определённом месте также может потребовать разрешений.

Примерный список необходимых бумаг:

  1. Документ регистрации ИП. С паспортом и кодом отправляетесь в налоговую и пишете заявление.
  2. Разрешение на объект торговли. Для продажи кофе на тротуаре нужно идти в районную администрацию. Ели же вы стали прямо на дороге – вам в Службу автомобильных дорог.
  3. Документы на авто или прицеп. Если вы переоборудовали личный автомобиль, нужно пройти повторную регистрацию в МРЭО.
  4. Разрешение Санэпидемстанции района и заключение на продукцию. Они должны получить от вас список продаваемых продуктов с пометкой «розничная торговля напитками».
  5. Трудовой договор и санитарная книжка. Нужно обратиться в центр занятости для оформления контракта сотрудника. Также ему нужно пройти медицинское обследование.
  6. Сертификат на кофемашину. Выдаётся в центре сертификации кофейного оборудования в соответствии с государственными стандартами.

Стоимость разрешений на торговлю передвижной кофейни на колёсах примерно 20 тысяч рублей. Таким образом, организационные расходы с учетом открытия ИП, р/сч. обойдутся для вас в 24 тысячи рублей. Но, даже имея полный пакет документов, будьте внимательны. Многие предприниматели отмечают: даже если исполнять все требования и следовать принятым санитарным нормам, штрафы всё равно платятся регулярно (пока не принят закон о мобильной торговле).

Несколько полезных советов

  • Принципиально, чтобы ваш продукт был отменного качества. Если покупателю не понравится кофе, в другой раз он его не закажет. От опыта и мастерства персонала напрямую зависит вкус напитка.
  • Огромное значение имеет долговечность оснащения, комфортное размещение всех компонентов — чтобы все было «под рукой», качество сборки портативной кофейни, согласованная работа инженерных блоков и приспособлений.
  • Лучшим авто для переделки может стать «Минивен», «Универсал» или фургон. Также можно взять специально оснащённый прицеп с раздаточным окошком. Он сможет обратить на себя внимание и обязательно завлечёт покупателей.
  • Необходимо предоставить покупателям полный и комфортный для выбора ассортимент, включая ингредиенты и дозировки на тот или иной вид кофе. При составлении меню важно уделить внимание и десертам. Круассаны, пончики и медовые булочки будут идеально дополнять напиток.
  • В жару можно рекомендовать посетителям альтернативный вариант: сок, холодный чай, другие освежающие напитки (мохито, фраппе, гляссе). Это потребует установки дополнительного морозильного оборудования, но оно того стоит.

Расчёт окупаемости бизнеса

Кофе – это всегда актуальный и пользующийся спросом продукт. Кофе на колесах как бизнес может давать доход до 300 %. С одной торговой точки можно получать чистую прибыль от 5 тыс. рублей в день. Поэтому важно разработать эффективный бизнес-план кофейни на колёсах.

Давайте остановимся на расчетах. Цена реализации 1 стакана кофе – в среднем 120 рублей. На одну порцию расходуется примерно 8 грамм помолотого сырья при цене от 1000 до 1500 рублей за килограмм. Для наших расчетов принимаем себестоимость стакана кофе 17 рублей, в эту сумму входит вода, молоко, сахар, стаканчик и ложечка. Для организации бизнеса кофе на колесах понадобится площадь 4 – 5 м2, примем для расчета стоимость арендной платы участка для размещения автомобиля 25000 рублей в месяц.

В день можно реализовать от 100 до 300 порций кофе + сопутствующие товары.

Если провести приблизительные расчёты, можно оценить примерную рентабельность. Грамотный бизнес-план для кофе на колёсах позволяет окупить все затраты за год- полтора.

Читать еще:  Кальян в кафе можно или нет 2018

Особое внимание нужно уделить качеству сырья и сервиса ваших клиентов. От их лояльности к вам будет зависеть популярность торговой точки – а, значит, и потенциальная прибыль. Ищите надёжных поставщиков и компетентных работников.

Для собственного бизнеса необходимо разработать качественный логотип или фигурку на крыше фургончика. Это позволит вашему бренду стать более запоминающимся и поможет при открытии дополнительных торговых точек. При успешном старте одного портативного кафетерия, в дальнейшем можно открыть целую сеть.

На колёсах: Как устроен бизнес московских передвижных кафе

Несмотря на запреты чиновников, долгую зиму и предвзятое отношение горожан к уличной еде несколько бизнесменов открыли в Москве мобильные точки общепита. Как успехи?

уководство московского департамента торговли и услуг уже больше года обещает создать в Москве условия для передвижных

торговых точек. Однако по сей день официально заниматься общепитом можно только стоя на одном месте (и платя за его аренду). Тем не менее насмотревшись на фургоны, тележки и велосипеды, с которых принято торговать едой в Европе, Америке и Китае, московские предприниматели стали пытаться сделать что-то подобное. Так они смогли бы уйти от безумных арендных расходов.

Большинство проектов, претендующих на мобильность, базируются в парках, договориться с которыми до недавнего времени было проще, а работать там — в разы дешевле, чем на улицах. Но в ближайшее время парки, скорее всего, будут проводить аукционы на право торговли, которые вряд ли удастся выиграть мелким игрокам. Если чиновники не успеют принять правила передвижной торговли до лета, бизнес на колёсах имеет все шансы остановиться, так далеко и не уехав. H&F расспросил хозяев мобильной кофейни, вагончика с бургерами и прицепа с пиццей, как они умудряются работать в такой ситуации и чего ждут в дальнейшем.

«Кофельяно»

Инвестиции в одну точку

10 машин (Renault Kangoo)

Около 700 000 рублей

На центральных площадях, у станций метро, в парках,
на митингах

Капучино — 100 рублей, латте — 110 рублей, эспрессо — 65 рублей, какао — 100 рублей

Эта история была затеяна из-за того, что возможности для бизнеса в Москве и в России крайне ограничены. Если не иметь порядка $5-10 млн, сделать что-то крайне трудно, и возможности постоянно сужаются. Но больше года назад я прочёл интервью с Алексеем Немерюком (руководителем Департамента торговли и услуг правительства Москвы. — Прим. H&F). Он сказал, что в Москве, как в любом нормальном городе мира, надо развивать мобильную торговлю. В Америке и в Европе же нет палаток, зато есть машинки, тележки и велосипеды — с кофе, с мороженым, с каштанами, с блинами.

И я подумал: почему бы не попробовать сделать фургончики с кофе? Мобильный формат в Москве позволяет экономить на арендных ставках: в центре Москвы они начинаются от 100 000 рублей в месяц за точку, подходящую для торговли питанием. Стационарные кафе отдают 70% выручки за аренду и ещё, как правило, должны вложить свои деньги в ремонт чужого помещения, которые будут потрачены впустую, если дело не пойдёт.

Год назад я купил автомобили, оборудование и заказал кофе. Сначала было две машины, теперь их 10. Внутри стоят кофемашина, кофемолка, холодильник, ящики, полки. Я слежу за качеством, кофемашины у меня дорогие, и кофе хороший. На одной машине работает один человек. В парках мы платим за стоянку, но это несоизмеримые со стационарным объектом деньги — 3 000-5 000 рублей в месяц. Я приезжал на Мясницкую к департаменту, так что и Немерюк видел мои машины, и [его заместитель Никита] Кузнецов, и другие чиновники.

Когда началась оптимизация городского хозяйства новым мэром Собяниным, было принято 26-е постановление о размещении нестационарных торговых объектов, суть которого — запретить всё. Из-за этого много людей пострадало и страдает, но город был очищен от ржавых «газелей» без моторов со спущенными колесами и автотонаров, которые никуда никогда не передвигались, но гордо именовались автолавками. В постановлении написано, что разносная торговля и торговля с автолавки регулируются отдельными правовыми актами. Этих актов нет, но есть мнение сотрудников префектур и управ, что такая торговля может иметь место только на мероприятиях.

У нас есть комплект документов, который нивелирует все возможные запреты 26-го постановления. Если приезжают умные люди, которые хотят нас наказать, то они, видя документы, понимают, что по закону нам ничего сделать не могут. Грозят пальчиком, говорят «ай-ай-ай» и уезжают. Если же приезжают не очень знающие люди типа некоторых сотрудников ППС, то они спрашивают разрешение на торговлю. А оно отменено три года назад. Они говорят: «Нас это не волнует, поехали в отделение». Приезжаем, сколько-то нас держат, иногда выписывают протокол и отпускают.

Я сам участвую в разработке новой концепции постановления: вхожу в экспертный совет при департаменте торговли и услуг. Думаю, для мобильной торговли надо ввести патенты, как у таксистов, которые включали бы в себя и налоги, и плату за размещение. Так всем проще: я не трачу деньги на бухгалтера, государство не тратит деньги на то, чтобы мне выдавать разрешения и считать, правильно ли я заплатил налоги. Можно сделать базовую ставку стоимости и ввести коэффициенты в зависимости от расположения машины.

Формат мобильной торговли в Москве очень востребован, и чиновники сами меня просят поработать на массовых мероприятиях — Крещении, Масленице, городских праздниках, митингах. Нужно что-то горячее и мало-мальски красивое. Я, видимо, самый симпатичный.

Кофе с колес: сколько приносит мобильная кофейня в Москве

Старый добрый фургон

Идея создать фудтрак с кофе пришла к Роману Магденко, когда он гулял с друзьями в парке. «Сначала мы обратили внимание на торговлю мороженым, но потом я понял, что теплый сезон у нас не такой уж длинный, а кофе люди пьют всегда», — рассказывает Магденко. Идею поддержали коллеги Иван Коваль и Никита Суворов, и осенью 2014 года они втроем зарегистрировали ООО «Мор-Фе».

Через сайт по продаже б/у-автомобилей начинающие бизнесмены нашли в Подмосковье заброшенный фургон GMC 1991 года выпуска и выкупили его за 250 тыс. руб. «Это классический американский микроавтобус с большим мотором, с отличным салоном. Старый добрый фургон из металла, он нам показался очень харизматичным, правильным», — вспоминает Магденко.

Чтобы переделать фургон в кофейню, потребовались серьезные вложения, но отступать было некуда. «Машина была изрядно подгнившей. Мы узнали об этом, только уже когда сняли все до металла», — вспоминает Магденко. В фургоне пришлось переварить и заменить металл, сделать тепло- и шумоизоляцию, обшить салон пищевой нержавейкой и вмонтировать конструкции под оборудование — кофемашину, холодильник, электрогенератор для автономной работы. «Делали все сами — после работы в гараж, из гаража на работу», — вспоминает Магденко. Внешне автомобиль тоже преобразился — знакомый художник разработал дизайн и покрасил машину в жизнерадостные цвета, изобразив на ней кофейные зерна.

С учетом отделки и закупки оборудования на фургон у предпринимателей ушло порядка 2 млн руб. Эти деньги Магденко и его партнеры взяли в кредит как физические лица в нескольких банках. Сейчас удалось погасить около половины долга — ежемесячные выплаты составляют около 50 тыс. руб.

Кофейня на колесах в цифрах

2 млн руб. — стартовые инвестиции

Около 20% от цены — себестоимость порции кофе

1,1 млн руб. выручки заработала компания с начала 2016 года

700 тыс. руб. составила выручка в 2015 году

200 руб. — средняя цена кофе в фургоне, 330 руб. — средний чек

Около 170 фудтраков работает в России

Источник: данные компании, worldfoodtruckfestival.com

Кофе выходного дня

Изначально основатели планировали запустить бизнес, посмотреть, как он будет работать, а когда доходы вырастут, бросить офисную работу и уйти на вольные хлеба. «Но практика показала, что не все так радужно», — сетует Роман. Он до сих пор совмещает бизнес и работу менеджера в одной из крупнейших российских страховых компаний (он попросил не раскрывать ее название).

Хотя формально мобильная торговля не запрещена законодательством, в Москве, как и во многих других регионах, она приравнивается к нестационарной торговле, а это приводит к сложностям. В частности, торговый объект нужно включить в схему размещения нестационарных торговых объектов, принять участие в торгах, заключить договор аренды земельного участка и пр. По сути, процедура ничем не отличается от согласования киоска, хотя главное достоинство фудтрака в том, что в любой момент его можно увезти.

По словам Магденко, они с коллегами знали об этом, когда запускали проект, но надеялись договориться с владельцами бизнес-центров о работе в будни. «По факту получилось, что бизнес-центры предпочитают ставить стационарные точки», — говорит он. Выход нашелся: предприниматели стали работать на корпоративных и городских мероприятиях. Именно так действуют почти все московские игроки этого рынка, рассказала РБК организатор фестиваля фудтраков Анастасия Колесникова: «Закона о мобильной торговле нет, поэтому выехать в будни никто не может, все в основном работают либо на мероприятиях, либо на частных территориях».

Читать еще:  Рекламная статья о кафе

Поняв, что по будням торговать не получится, основатели «Мор-Фе» начали искать, кому нужен фургончик с кофе на выездных мероприятиях. «Изначально мы искали клиентов самостоятельно: раскидывали коммерческие предложения, смотрели рекламу, связывались с организаторами. За прошлый год сформировалась уже клиентская база, и клиенты теперь сами нас приглашают», — говорит Магденко. Дебютировал фургон «Мор-Фе» на Масленице в комплексе «Этномир» в Калужской области в феврале 2015 года, а за полтора года кофейный фургон успел поучаствовать в десятках фестивалей — в их числе «Доброфест», «Дикая мята», «АрхСтояние», Bosco Fresh Fest, поработали на различных мероприятиях в парках города (ВДНХ, «Красная Пресня», сад «Эрмитаж», «Коломенское», «Царицыно»), на Дне города в Ярославле. Фургон стал постоянным участником фудкорта гоночной трассы Moscow Raceway.

Секретный ингредиент

Подходящий кофе Роман искал долго — покупать у московских обжарщиков выходило дорого, у региональных не хватало объемов или подводила логистика. В итоге остановились на небольшой ижевской компании Tasty Coffee, у которой «Мор-Фе» закупает от 15 до 30 кг кофе раз в месяц — для работы на выездных мероприятиях этого вполне хватает. Магденко гордится тем, что кофе поступает уже на пятый день после обжарки и хранится не более месяца. «Мне всегда хотелось варить правильный кофе, настоящий, из правильных продуктов», — говорит он.

Еще дольше владельцы фургона искали подходящую воду. «Я вычитал, как один итальянец подходил к варке кофе с научной точки зрения и нашел идеально правильную воду для варки эспрессо — в ней не было никаких оттенков, вода была определенной мягкости, не было минерализации. Мы замучили всех производителей, мол, вышлите нам физико-химический состав вашей воды», — вспоминает Магденко. Подходящую марку воды нашли после трех месяцев отбора, но называть ее предприниматель отказался, чтобы не увели конкуренты.

Чтобы сэкономить на зарплате бариста, Магденко научился варить кофе сам. Он получил сертификат бариста в Барменской ассоциации России и начал тренироваться на собственном оборудовании. Со временем бариста все-таки наняли — сейчас его зарплата варьируется от 2 тыс. в день в будни до 2,5 тыс. руб. в выходные, а если торговля идет активно, бариста может получить до 15% от дневной выручки.

Склад для кофе организовали в гараже, который арендовали для фургона за 15 тыс. руб. в месяц. Гораздо дороже обходится аренда места для фургона на мероприятиях — от 10 тыс. до 150 тыс. руб. за день работы. Верхняя цифра зачастую превышает дневную выручку, при этом затраты на аренду не должны превышать 25% выручки, иначе они съедают всю прибыль. Мероприятия, куда фудтраки приглашают бесплатно, по словам Магденко, бывают два-три раза в год.

В среднем за мероприятие фургон продает порядка 200 порций кофе и получает 50–60 тыс. руб. выручки. Спрос зависит от погоды, месторасположения фургона и платежеспособности посетителей. «Иногда вроде бы стоим с коллегами на одной площадке, к одному клиенты подходят, к другому — нет. Разница 10 м, а трафик уже не тот: люди ленивые, увидели первую попавшуюся кофейню и подошли», — объясняет Роман . Средняя рентабельность фургона-кофейни, по его словам, сейчас составляет около 13%, хотя на отдельных мероприятиях она может доходить и до 40%. Например, на фестивале Bosco Fresh Fest за два дня мобильная кофейня заработала 78 тыс. руб. чистой прибыли.

Себестоимость порции кофе, по словам Романа Магденко, составляет 20% от его конечной цены для покупателя, включая воду, стаканчик, крышку, салфетку, порцию сахара, палочку для размешивания, словом, все, что прилагается к напитку. В «Мор-Фе» кофе в среднем продается по 200 руб. «Товар высокомаржинальный, но нельзя забывать о накладных расходах: амортизация оборудования, расходы на бензин, чтобы доехать до мероприятия, аренда, зарплата бариста. С начала года мы уже потратили на аренду 39% от выручки», — говорит он. Можно, конечно, снизить затраты на кофе и воду, но Магденко боится, что упадет качество продукта.

У фудтраков, которые продают еду, рентабельность может доходить и до 50–60%, а выручка — до 500 тыс. руб. за один выезд при наличии большого потока покупателей и умения быстро обрабатывать заказы, рассказал РБК основатель сети лапшичных «Воккер» Алексей Гисак. Два года назад, специально чтобы облегчить логистику на мероприятиях, сеть «Воккер» обзавелась двумя фудтраками, в каждый из которых вложила по 2,5 млн руб. Однако в последнее время толку от работы на выезде все меньше, говорит Гисак: «Сейчас организаторы берут немалые деньги за мероприятие, но пытаются загнать туда по 50 фудтраков. В результате все по чуть-чуть зарабатывают. Когда мы начинали, никогда не было ни на одном мероприятии такого количества разной еды».

Однако Роман Магденко принципиально не хочет продавать в своем фургоне еду. «В принципе можно ту же самую лапшу делать, для этого много места не нужно, и есть где разместить оборудование. Но ведь здесь пахнет кофе. А если ты покупаешь кофе, а изнутри еще запах лапши с какими-нибудь ингредиентами — уже не то», — объясняет он.

Впрочем, десерты к кофе в «Мор-Фе» все-таки планируют добавить: летом вместе с кофе продают мороженое компании «Джи эф ай рус», а зимой — кондитерские изделия от небольшого подмосковного производителя Rivolna. «Сейчас лето, не сезон на пирожные, но осенью мы обязательно возобновим с ними работу», — говорит Магденко.

Фудтрак в законе

По оценке Анастасии Колесниковой, сейчас в России насчитывается от 150 до 170 фудтраков, около 100 из которых работает в Москве. Однако число фургонов с едой и напитками может вырасти до 50 тыс. по стране, если Госдума примет разработанные Минпромторгом поправки к закону о торговле, рассказал РБК президент Коалиции киоскеров России Владлен Максимов. «У нас же запредельная стоимость площадей в аренду, а тут площадь не нужна, нужна просто возможность встать», — говорит Максимов. Весной законопроект о нестационарной и мобильной торговле прошел общественное обсуждение и был согласован с московским правительством, осенью его планируют внести на рассмотрение в Госдуму нового созыва, сообщил Максимов.

Несмотря на фактический запрет на мобильную торговлю, в фудтраки уже начали вкладываться крупные игроки ресторанного бизнеса. Например, осенью прошлого года сеть ресторанов Ginza Project вложила $20 млн в проект GinzaTruck, и сейчас 15 фургонов с едой от Ginza участвуют в городских мероприятиях (всего таких фургонов заказали 80), рассказал РБК генеральный директор Ginza Project Алексей Волков. По словам Волкова, Ginza Project рассчитывает на отмену запрета и быстрый рост сегмента торговли уличной едой. «Этот сегмент удобный, мобильный, работает и в Америке, и в Европе отлично. Это комфортно и для города — например, приехало 20–30 фудтраков, обслужило городское мероприятие и уехало. Не надо ничего строить», — говорит Волков. Подобный проект, но меньшего масштаба, запускала также «Чайхона №1».

Даже если закон примут, условия работы фудтраков пока неизвестны, говорит Анастасия Колесникова. «Предполагаю, что Ginza и несколько крупных игроков будут лоббировать свои интересы. Возможно, места для мобильной торговли будут приняты под какой-то один тип машин или под одну компанию. В принципе, властям удобнее разыграть по тендеру разрешение на одну компанию, ее легче контролировать, чем 100 разных предпринимателей», — опасается Колесникова.

Пока нет закона, позволяющего свободно вести торговлю, фудтраки не могут быть самостоятельным бизнесом, считает основатель «Воккера» Алексей Гисак. По его словам, при режиме работы «по выходным» инвестиции в фудтрак невозможно отбить за один сезон в отличие от обычного павильона с едой. «Фудтрак требует около 1,5–2 млн руб., так как надо купить нормальную машину, переоборудовать ее, отделать. Чтобы отбить 2 млн при рентабельности 25%, вам надо зарабатывать 200 тыс. руб. в день. В Москве по пальцам можно пересчитать мероприятия, где выручка превышает 100–150 тыс. руб. в день», — говорит Гисак. И действительно — вложенные в фудтрак инвестиции Роман Магденко рассчитывает отбить только в этом году. Зато если закон будет принят, он планирует запустить в Москве еще пару кофейных фургонов — технология уже обкатана.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector