Открыть кафе в аэропорту

Открыть кафе в аэропорту

«Немыслимая стоимость аренды»: мифы о наценках в кафе в аэропортах

Редакция сайта 360°

Федеральная антимонопольная служба вновь возьмется за точки питания в аэропортах, об этом сообщил глава ФАС Игорь Артемьев. Пассажиры жалуются на завышенные цены в кафе и ресторанах. После прошлой проверки ФАС оштрафовала «Шоколадницу» и «Кофе Хаус».

Телеканал «360» обзвонил сети общественного питания, которые представлены в аэропапортах, и узнал политику ценообразования (откровенные интервью дали владелец «Теремка» и представитель Шереметьево). Так же мы выяснили стоимость арендной платы и логистики (ведь, например, доставить продукты в зону международного вылета — целая история). В итоге удалось ответить на вечный вопрос: почему ждать самолет за чашкой капучино так дорого, и кто в этом на самом деле виноват.

Сколько стоит аренда и какой % берет аэропорт

Чтобы магазину или кафе открыться в здании аэропорта, мало одних денег и желания. Авиагавани проводят конкурсный отбор, так называемую «преквалификацию». При этом компаниям предъявляются жесткие условия работы.

Мы три раза участвовали в тендерах на работу в Домодедово и каждый раз отказывались, потому что это какие-то совершенно немыслимые цифры аренды, и для того, чтобы окупать это, я даже не знаю, какие цены нужно делать, но это вопрос к аэропорту. А вот в Шереметьево у нас — два кафе

— основатель сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров.

Читать еще:  Конкурентные преимущества кафе

Условия работы в Шереметьево более прозрачны, они не скрываются и размещены на сайте аэропорта. Например, все тот же «Теремок» платит за одно из помещений в 61 квадратный метр 250 долларов за «квадрат» в месяц без НДС. По усредненному курсу получается 915 тысяч рублей за четыре недели, а с налогами — более миллиона.

Для сравнения, помещение аналогичного назначения и площади у метро «Третьяковская» обходится в 400 тысяч рублей в месяц, то есть более чем в два раза дешевле. Но и это не все траты.

«Арендаторы торговых площадей и помещений под точки общественного питания выплачивают аэропорту Шереметьево процент от прибыли, он индивидуален — от 15 до 23%», — сообщает Дарья Рудовская, специалист службы брокериджа (посредничества при аренде) международного аэропорта Шереметьево.

Также стоит учитывать, что растут затраты на, например, доставку персонала до терминала, а также сам процесс снабжения продуктами, особенно, если речь идет о международном терминале после зоны паспортного досмотра. Таким образом, дополнительные затраты на содержание ресторана в аэропорте и высокая степень аренды практически обнуляет возможную прибыль при расчете, что сетевой ресторан будет устанавливать стандартные для Москвы расценки.

Ценообразование и мифы о нем

Разумеется, ни прибыль, ни даже размер среднего чека владельцы заведений не разглашают — коммерческая тайна. Однако в секрете политику ценообразования не держат. Управляющий сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров рассказал о том, как работает система, и о мифах, которые существуют в этой области.

Миф № 1: низкая цена компенсируется потоком покупателей

«Если мы просто установим средние по Москве цены при стоимости аренды в аэропорте, заведение будет убыточным. Есть еще такое заблуждение, что при снижении цены почему-то начинается рост оборотов. Но это разные стратегии, и при этом сценарий снижения цен должен быть невероятно серьезным. Этот формат называется „дискаунтер“, он есть и в ресторанном бизнесе. Например, BurgerKing, KFC и McDonalds — это дискаунтеры. Например, в McDonalds цена на „бигмаг“ в нашей стране — одна из самых низких в мире, дешевле только на Украине. В Америке он стоит 270 рублей, а в России — 130. В этом сегменте, естественно, никто с ними конкурировать не может. Если мы снизим цены до уровня дискаунтеров — это будет сразу же переход на другое качество продуктов, мы так не хотим», — рассказал телеканалу «360» основатель сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров.

Миф№ 2: заведение в аэропорте — имиджевый проект

«Все эти разговоры про имидж очень быстро заканчиваются, когда предприниматели сталкиваются с реальностью. Я в подобный „имидж“ не верю, мы ориентируемся лишь на окупаемость и инвестиции, и цены мы выставляем исходя из ставки аренды. Если нас начинает арендодатель „душить“, мы вынуждены делать цены выше, иначе не сможем платить зарплату, ту же самую аренду и так далее», — объясняет владелец сети ресторанов «Теремок».

«Какой бы бизнес-план ни был, стоимость приходится корректировать во время работы, исходя из реальных оборотов и их взаимоотношений со стоимостью аренды. У нас около четырех линеек цен существует, и в отдаленных районах Москвы прайс самый низкий, так как и аренда дешевле. В аэропортах у нас линейка цен самая высокая, как на городских фестивалях. Цены на напитки сильно не повышаем, серьезная наценка только на еду. В терминалах у нас наценка в 30−40% по сравнению с минимальными», — рассказывает основатель сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров.

Так кого наказывать?

Предприниматели не могут работать себе в убыток, это противоречит законам бизнеса. И из-за высокой стоимости аренды им приходится повышать цены. Таким образом, претензии антимонопольной службе и пассажирам стоит предъявлять, скорее, воздушным гаваням.

«Аэропорты понимают, что, с одной стороны, очень высокая проходимость, с другой — у пассажиров не будет альтернативы в рамках терминала или зоны вылета, и, разумеется, аэропорты диктуют свои цены. И я думаю, что в итоге и ФАС придет к этому умозаключению. В целом, я считаю, что самой адекватной историей было бы снижение стоимости аренды во всех аэропортах. Именно на это стоит обратить внимание, тогда бы, естественно, по закону конкуренции опустились бы и цены», — считает Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров и преподаватель Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ.

Сейчас же по результатам проверки кафе на территории аэропортов грозят штрафы до одного миллиона рублей, а если предпринимателей уличат в сговоре при ценообразовании, то каждого могут оштрафовать на 15% от объема продаж.

Обед в транзитной зоне

Аэропорт – перспективная локация для многих операторов питания. Пассажиропоток растет, а вместе с ним и количество потенциальных гостей кафе и ресторанов, расположенных на его территории. В 2018 г. пассажиропоток аэропорта Шереметьево составил 46 млн человек. В ближайшие десять лет его планируют увеличить до 88 млн человек в год. Как организован общепит в аэропорту, по какому принципу отбирают ресторанных операторов и в чем специфика их работы в этой локации, «FoodService» рассказал Денис Пашковский, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности международного аэропорта Шереметьево.

Размер коммерческих площадей в аэропорту Шереметьево составляет 85 тыс. кв. м. Их можно сравнить с огромным торговым центром в городе. При этом общепиту здесь уделяется гораздо больше внимания. Кафе и рестораны занимают около 25 тыс. кв. м. – это 29% общего объема коммерческих площадей аэропорта. В городских торговых центрах этот показатель составляет 10–20%. Кроме вылетающих и прилетающих пассажиров предприятия общепита обслуживают и сотрудников аэропорта, а это 70 тыс. человек постоянных клиентов. Открытие точки в аэропорту повышает узнаваемость бренда и является хорошим PR-ходом для любого заведения независимо от концепции.

Для комфорта пассажиров в аэропорту Шереметьево представлены разные концепции общепита, от демократичных по цене до дорогих для премиальных пассажиров, которые позволяют удовлетворить потребности пассажиров с самым разным достатком. У каждой торговой точки есть своя аудитория. Крупнейшими сетевыми партнерами аэропорта являются «Галерея Алекс» («Шоколадница», KFC, «Кофе Хауз»), «Росинтер Ресторанс» (TGI Fridays, McDonald’s, IL Патио, Costa Coffee), Novikov Group («Колбасный цех», «Магадан»). Все они за последние годы продемонстрировали значительный рост арендуемых площадей, что является прямым подтверждением успешности их бизнеса. Например, «Галерея Алекс» и рестораны Аркадия Новикова продемонстрировали почти 100%-ный рост и «Росинтер Ресторанс» – на 23%. И можно рассчитывать на дальнейший рост – ведь в ближайшее время планируется открытие терминала C. Фуд-корт там не предусмотрен. Акцент будет сделан на дорогих качественных ресторанах, кофейнях и пивных барах, но и другие форматы не останутся в стороне, чтобы каждый пассажир мог выбрать подходящую для себя еду.

На максимальной скорости
На поведение гостей в кафе и ресторанах аэропорта прежде всего влияет фактор ограниченности во времени. В городе при посещении ресторана можно долго листать меню, выбирать блюда и напитки, ждать, когда повара приготовят заказ, а официанты принесут еду и рассчитают гостя. В аэропорту на это нет времени. Приехав в аэропорт, пассажир должен сдать багаж, пройти паспортный контроль и досмотр, выйти в «чистую» зону и сориентироваться, где находится выход на посадку. На посещение общепита и шопинг остается не так много времени. В среднем в Шереметьево у вылетающих пассажиров внутренних рейсов есть один свободный час, у международных – полтора, и это «чистое» время они делят в разных пропорциях между магазинами, кафе и ресторанами. При этом вылетающие пассажиры тратят на перекус около 40 минут, а прилетевшие – не более 20 минут. Больше всего времени – около часа – проводят в общепите трансферные пассажиры, при этом их доля в общем пассажиропотоке составляет около 35%.

Прилетевшие пассажиры не являются целевой аудиторией для общепита, но в аэропорту необходимо учитывать потребности всех категорий пассажиров, и решением в данном случае стали небольшие кафе в зоне выдачи багажа. В их ассортименте преобладают горячие и холодные напитки и продукты для перекуса. Они пользуются спросом у встречающих и у пассажиров, которые по разным причинам не едят на борту. Учитывая все вышеперечисленное, основной принцип выстраивания работы общепита в аэропорту заключается в том, чтобы оперативно накормить пассажиров. Быстрое обслуживание является одной из главных задач каждого заведения, работающего в данной локации, и это накладывает отпечаток на технологию работы кафе и ресторанов, находящихся в аэропорту. Главное их отличие от городских заведений, характерное практически для всех форматов, – это сокращенное меню. В заведениях аэропорта оно в среднем на 50% меньше, чем у аналогичных точек питания в городе. Операторы сохраняют в меню «бестселлеры» – самые простые в приготовлении блюда с наибольшей рентабельностью.

Узкое меню экономит время пассажира при выборе блюд и обслуживании и позволяет заведению увеличить оборачиваемость столиков. Так, например, ресторан «Колбасный цех», расположенный в Шереметьеве, имеет в меню 55 позиций против 110 в ресторане, расположенном в городе. В ресторане «Магадан» меню сокращено на 60%, а в ресторане «Кофемания» – на 40%. Еще одной особенностью ресторанов в аэропорту является наличие меню с красочными фотографиями и описанием блюд на нескольких языках. Это обязательно русский, английский и в последнее время добавился китайский. Шереметьево первым из аэропортов страны получил статус China friendly – все китайские авиакомпании выполняют полеты только из Шереметьево. Меню с картинками также позволяет увеличить скорость обслуживания.

Стоит отметить, что большое влияние на поведение пассажиров в кафе и ресторанах аэропорта оказывает цель поездки. Если человек летит в командировку, то в большинстве случаев он заранее знает, где и за какую стоимость перекусит, минимизирует количество спонтанных покупок и использует карты лояльности. Совсем другое дело пассажиры, летящие на отдых. Они приезжают в аэропорт заранее, больше времени тратят на еду и шопинг, для перекуса выбирают известные сетевые заведения и чаще совершают спонтанные покупки. Но и те, и другие в большинстве случаев выбирают заведения со знакомыми им меню и ценовой политикой. Это происходит оттого, что человек, ограниченный во времени, пребывает в состоянии перманентного стресса. С одной стороны, ему надо расслабиться – съесть что-то «неполезное», но вкусное за приемлемые для себя деньги, что в городском ресторане или кафе он не стал бы заказывать, а с другой – проверенные бренды позволяют пассажиру быть уверенным в качестве блюд и напитков, чтобы не рисковать перед полетом. Поэтому новым, нераскрученным брендам крайне тяжело прижиться в аэропорту.

Мода и тенденции
Основной принцип организации общепита в аэропорту – максимум разнообразия. Чем больше разнообразных предложений, тем больше конверсия пассажиров в клиентов и тем более эффективным и высокодоходным становится бизнес. Кроме заведений интернационального формата в последнее время все большую популярность приобретают кафе и рестораны национальной кухни. В Шереметьеве традиционные блюда русской кухни представлены в ресторанах «Теремок», «Хлеб & Соль», «Мама Раша», «Урожай». Кроме того, традиционные русские продукты, такие как икра, водка, шоколад, мед и орехи, туристы охотно покупают в специализированных магазинах с национальными продуктами, которые расположены на территории аэропорта. Гастрономические подарки уже давно популярны в Европе, у нас же мода на них только зарождается. Еще одна тенденция – доставка питания на борт. Пассажиры становятся все более требовательными и ожидают более разнообразного питания на борту самолета. В таком случае на борт можно заказать доставку еды из любого ресторана, который находится в «чистой» зоне аэропорта. Сделать это можно заранее онлайн. Кроме того, для удобства пассажиров во многих точках общепита в Шереметьево появились ланч-боксы, чтобы еду можно было заказать навынос.

Преимущества и ограничения
Аэропорт является объектом повышенной опасности, и это накладывает определенные ограничения на работу ресторанов и кафе. Сотрудникам необходимо оформлять пропуска и проходить специальный досмотр. Процедура доставки продуктов питания, если точка общепита находится в «чистой» зоне, строго регламентирована. Нужно учитывать особенности логистики и специфику работы с персоналом, которые связаны с удаленностью аэропорта от города. С одной стороны, можно привлечь персонал с более низкой зарплатой, а с другой – это ограниченность в выборе. Зачастую приходится пользоваться ресурсом близлежащих городов, таких как Лобня и Химки. При этом ведение бизнеса в аэропорту всегда означает финансовую стабильность. Ее поддерживает пассажиропоток, который обеспечивает кафе и рестораны гостями даже в кризис.

Аэропорт всячески поддерживает арендаторов, например, предоставляет данные о планируемых пассажиропотоках, которые необходимы рестораторам для долгосрочного планирования и расчета периода окупаемости инвестиций, дает возможность заключить долгосрочный договор аренды и так далее. Безусловно, стоимость аренды в аэропорту выше, чем в городе, но при этом рестораны и кафе получают множество плюсов. Это прежде всего высокая скорость оборачиваемости каждого столика, которая в среднем на 50% выше по сравнению с городом, и плотный трафик, что значительно повышает общую выручку торговой точки. Средний доход авиапассажира – более 80 тыс. руб. Это обеспеченные клиенты, которые готовы оставлять деньги в общепите. Поэтому средний чек в кафе и ресторанах аэропорта выше, чем в аналогичных городских заведениях. Для фастфуда он составляет 300–700 руб., в кофейнях, кафе и барах – 600–1200 руб., в ресторанах – более 1200 руб.

Бизнес-план кофе с собой

Спрос на услуги кофеен в РФ растет. Если в 2017 году объем рынка едва доходил до 125 млрд руб., то в 2018 году он превысил отметку в 130 млрд руб. Показатель увеличивается. Растет и число кофеен. В 2018 году их количество в городах-миллионниках составляло около 4500. Однако рынок еще не перенасыщен. Люди с удовольствием приобретают кофе с собой. Вы можете начать свой бизнес в этой сфере и неплохо заработать. Однако учитывайте специфику местного рынка и не пренебрегайте продвижением своего дела.

Бизнес-план открытия кофе на вынос с собой

Решив начать свое дело, составьте бизнес-план кофе с собой. Оформив документ, рассчитайте возможный доход и определите расходы, которые потратите на запуск. Подробный расчет необходим для грамотного планирования. Дополнительно определите перспективы бизнеса в зависимости от реалий рынка.

За основу можно взять готовый образец. Однако полностью руководствоваться таким бизнес-планом не нужно. Усредненный документ не отражает реалии рынка.

Заполните резюме проекта, определите первоначальные цели и задачи. Обозначив их, вы быстрее добьетесь результата.

Основная цель — организация мини-кофеен. Клиентами станут люди, проходящие мимо и желающие выпить горячий напиток по дороге. Руководит компанией сам предприниматель. Он же станет основным работником. В последующем можно нанять дополнительный персонал.

Выберите формат бизнеса. В 2019 году популярны:

  1. Кофейные ларьки. Компании размещают рядом с университетами или станциями метро. Хорошо окупаются точки, расположенные вблизи остановок.
  2. Торговля кофе с машин. Мобильные точки размещают в парках, на проходных улицах, в зонах проведения мероприятий, местах большого скопления народа.
  3. Стойки в бизнес-центрах или TЦ. Места отличаются высокой проходимостью. В зоне комфортно сосуществуют похожие компании. Конфронтация не возникает.

Мини-кофейня работает с 8:00 утра до 21:00 вечера. Приветствуется раннее открытие. Пусть заведение работает, когда студенты идут на учебу, а взрослые люди на работу. Задумайтесь об оформлении мини-кофейни. Нужен оригинальный дизайн. Большое помещение не требуется. Места должно хватать под кофейный аппарат и для хранения ингредиентов, холодильник, размещение продавца. Продавайте кофе в бумажных стаканчиках разных размеров. Нанесите на них дизайн, отражающий концепцию мини-кофейни.

Разработайте ассортимент. Включите в него сезонные и классические напитки, оригинальные коктейли, кофе с добавками. Добавьте в меню закуски. Люди охотно приобретают:

Готовые продукты закажите отдельно. Придется получить разрешение на приготовление продуктов питания.

Определитесь со способом открытия бизнеса. Допустима покупка франшизы или открытие своего дела с нуля. Первый вариант позволит сэкономить на запуске. Работая под известной маркой, вы получите готовую схему действий по запуску своего дела с нуля. Вам сообщат контакты проверенных поставщиков. Франчайзи получит стратегию развития бизнеса. Однако за услуги франчайзер требует процент от дохода и ряд дополнительных отчислений.

Открыть бизнес с нуля сложнее, но зато вся прибыль пойдет вам.

Определитесь с целевой аудиторией. Кофе с собой покупают студенты и работающие люди. У них мало времени, и они не любят ждать. Возраст ЦА составляет 17-45 лет.

Вы столкнетесь с конкуренцией. Известны случаи, когда киоски по продаже кофе открывали напротив друг друга. Конкуренты не желали уступать и работали в минус, пока один из них не закрывался. Исключение составляют мини-кофейни в торговых центрах. Высокая проходимость компенсирует присутствие конкурента рядом. Компании комфортно сосуществуют на одной территории, продавая идентичную продукцию, но прибыль зависит от количества клиентов и популярности заведения. Если проходимость низкая, новая мини-кофейня не окупится.

Определитесь с формой ведения бизнеса. Подготовьте документы, встаньте на учет в ФНС. Затем арендуйте или купите помещения, обзаведитесь оборудованием. Составьте маркетинговую стратегию и начните продвижение бизнеса. От рекламы зависит количество клиентов. Занимаетесь продвижением всё время, а не только на момент открытия компании.

Выбор места и оборудования

Успех компании, продающей кофе на вынос, зависит от расположения. Торговля базируется на методе спонтанных продаж. Клиент видит предложение и покупает продукт. Заранее покупку не планируют. Выбирайте место с большим пешеходным потоком. Учитывайте присутствие ЦА поблизости. Подходящими местами считаются:

  • остановки и станции;
  • парки и скверы;
  • пешеходные зоны;
  • аэро-, авто-, ЖД вокзалы;
  • территории рядом с техникумами, ВУЗами;
  • зоны вблизи и внутри ТЦ и БЦ.

Высокая проходимость улицы — не показатель возможного дохода. Нужно, чтобы в потоке присутствовало много представителей целевой аудитории.

Самыми прибыльными местами считаются зоны возле крупных известных Вузов. Однако бизнес отличается сезонностью. С сентября по май продажи существенно возрастают, однако летом наблюдается серьезное снижение прибыли из-за каникул. Студенты любят кофе и часто пьют его, но аудитория чувствительна к ценам. Если рядом находятся конкуренты, предлагающие менее качественный продукт, но значительно дешевле, это повлечет спад продаж.

Размещайте кофейный островок в БЦ. Здесь ниже трафик, но люди заинтересованы в покупке кофе. Платежеспособность аудитории выше. Клиенты, работающие в бизнес-центрах, не экономят на кофе и закусках. Средний чек в БЦ выше. Найдите и арендуйте точку рядом с бизнес-центром или внутри него. Оба способа имеют плюсы и минусы. В первом случае кофе приобретают сотрудники БЦ и люди, просто проходившие мимо. Если разместить точку внутри, клиенты отсеиваются. Однако эксклюзивным предложением с охотой воспользуются люди, которые не выходят из офиса на обед.

Договоритесь с управляющими компанией, заведующей заданием. Нередко владельцы БЦ, специализирующиеся на сдаче офисных помещений, не знают нюансы сотрудничества с кофейнями. Компании неизвестны потребности предпринимателей. Присутствуют повышенные тарифы. Иногда возникают серьезные проблемы — отказ в подаче высокого напряжения, проводке воды или отводе слива.

Если вы создаете мини-кофейню рядом с метро или остановкой, готовьтесь к повышенной аренде. Помещения сдают за самую высокую стоимость. Найти выгодное предложение трудно. Пусть люди видят торговую точку. Если вы разместите мини-кофейню за углом, это снизит плюсы нахождения вблизи остановки.

Выбирайте пешеходные зоны. Здесь много кофеен, но даже плотное соседство часто рентабельно. Люди обладают высокой покупательной способностью. Здесь размещают большие и мини-кофейни. Однако создать киоск может быть проблематично из-за запрета местных властей. В некоторых городах нестационарные объекты торговли размещаются в типовых конструкциях. Их утверждает администрация, поэтому отступление от стандарта недопустимо. Нарушение карается штрафом. Киоски не отапливаются. Зимой бариста замерзнет. Начнется сильная текучка.

Аренда помещения в торговом центре также выгодна, но многое зависит от популярности места. TЦ позиционируют себя как гипермаркеты, так и как большие помещения с единичными клиентами. Выбирая площадку, оценивайте присутствие целевой аудитории.

Размещение на вокзале гарантирует наличие ЦА и высокую проходимость. Но вы столкнетесь с высокой конкуренцией. Найти место для аренды проблематично. Посетители вокзалов отличаются низкой платежеспособностью. Они отправляются в путешествие или возвращаются домой и планируют потратить деньги на другое.

Люди покупают дешевый кофе. Деньги на качественный напиток отсутствуют. Городские власти сооружают заборы рядом с вокзалами, создавая кольца безопасности. Попасть на территорию становится сложнее. Пешеходы, не планирующие отправиться в поездку, вынуждены обходить вокзалы из-за заграждений. В результате компании теряют деньги.

Открыть свою точку в аэропорту на начальном этапе нереально. Владельцы помещений проводят конкурсы и тендеры для арендаторов. Плата за помещение огромная. Добираться до работы персоналу неудобно. Поэтому в аэропортах представлены крупные фирмы. Они размещают точки для поддержания имиджа.

Выбирайте помещения после получения статуса ИП или открытия юр лица, но до оформления разрешительной документации. Она будет предоставлена после проведения проверки торгового помещения. Разрешение предоставляют только на площади, соответствующие санитарным нормам.

Как привлечь клиентов?

Изначально составьте портрет ЦА. Кофе с собой предпочитают заказывать люди в возрасте 17-45 лет, которые работают или учатся. Они покупают напиток по пути на работу или учебу, посещают кофейню в обеденный перерыв. Используйте следующие методы продвижения:

  1. Наружную рекламу, привлекающую внимание (указатели, вывески, доску с меню). Если изменениям будет подвергнут фасад здания, получите разрешение.
  2. Ведение аккаунтов в социальных сетях. Создайте группу ВКонтакте, заведите профиль мини-кофейни в Инстаграме. Размешайте красочные фотографии, а также пообещайте целевой аудитории акции и новинки.
  3. Скидки, раздача купонов, проведение конкурсов. Популярностью пользуются акции «5-тый кофе в подарок». Придумайте уникальное предложение для клиентов. Предоставляйте дисконтные карты постоянным посетителем.
  4. Сарафанное радио. Способ поможет, если вы готовите качественный кофе. Посетители, довольные напитками и обслуживанием, с удовольствием расскажут друзьям о новой мини-кофейне.

Юридические вопросы

Изначально зарегистрируйте бизнес. Чтобы открыть мини кофейню, достаточно создание ИП. В процессе регистрации выберите коды ОКВЭД. Подойдут:

  • 47.25.2 — торговля розничная безалкогольными напитками в специализированных магазинах;
  • 47.9 — торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков;
  • 56.10.21 — деятельность предприятия общественного питания с обслуживанием на вынос.

Для регистрации ИП необходимо удостоверение личности. Дополнительно заполните заявление и оплатите госпошлину в размере 800 руб. Процесс постановки на учет в качестве предпринимателя занимает 3 рабочих дня. Затем вам предоставят свидетельство и лист записи. Дополнительно нужно получить ИНН и выписку из ЕГРИП.

Затем выберите систему налогообложения. Лучшей разновидностью считается ТНВД. Далее получите разрешительную документацию. С точки зрения закона заведения относят к общепиту. Соблюдайте требования, которые предъявляют к кафе. Для получения разрешения обратитесь в Роспотребнадзор. Потребуется предоставить следующие документы:

  • бумаги, подтверждающие регистрацию в качестве ИП;
  • договор аренды помещения или правоустанавливающую документацию;
  • заключение СЭС и санитарные книжки работников;
  • соглашение с обслуживающими организациями;
  • разрешительная документация;
  • санитарный паспорт объекта и перечень продаваемых товаров;
  • задокументированные реквизиты компании, заключение из ФНС о постановке на учёт ККТ;

Чтобы уточнить перечень, обратитесь в Роспотребнадзор. Представители организации проконсультируют вас.

Необходимое оборудование

Обзаведитесь оборудованием. Чтобы бизнес приносил доход, необходимо:

  • кофемашиной;
  • кофемолкой;
  • мини-холодильником;
  • одноразовой посудой, мерными емкостями;
  • стойкой, столиками, полочками.

Если помещение позволяет, купите и разместите барные стулья. Установите их рядом с барной стойкой. Посетители иногда рады сделать паузу и немного посидеть в уютной обстановке за чашечкой горячего кофе.

Требуемые расходные материалы

Потребуются расходные материалы. Купите:

  • зерновой кофе;
  • свежее молоко;
  • топпинги;
  • питьевую воду.

Набор продуктов зависит от меню. Наладьте стабильные поставки. Качество кофе на 70% зависит от воды. Её нужно покупать. В среднем необходимо 50 — 60 л воды в сутки.

Как подобрать персонал точки

Чтобы мини-кофейня заработала, наймите персонал. Кофе готовит бариста. Вы сэкономите, если начнете готовить напитки сами. Позже наймите для обслуживания клиентов отдельного человека. На вас останется работа с документами, бухгалтерией, отчетностью, составлением договоров с поставщиками.

Проверяйте знания баристы. Подойдёт человек, который разбирается в типах напитков, их в составах. Пользу принесут навыки продаж, вежливость, аккуратность. Проверяйте наличие санитарной книжки. Без неё работать в заведениях общепита нельзя. Торговую точку сразу закроют.

Если вы нанимаете сотрудника, установите раздельную оплату труда. Она мотивирует работать лучше и защитит от риска хищения продуктов. На поиск идеального кандидата потребуется время. Бизнесу свойственна текучка. Запаситесь терпением.

Финансовый план: рентабельность и окупаемость

Для создания мини-кофейни необходимо около 300000 руб. Основные статьи расходов — закупка оборудования и первоначального объема продуктов для работы. Дополнительно нужны деньги на регистрацию бизнеса.

Размер ежемесячных трат составляет 150000 руб. Больше всего денег вы потратите на пополнение запасов продуктов и заработную плату персонала. Дополнительно заложите в бюджет расходы на продвижение бизнеса, налоги, оплату за аренду и коммунальные услуги.

За 10 часов работы мини-кофейню посещает 200 человек. Средний чек — 100 руб. Себестоимость кофе составляет около 30 руб. За один день вы заработаете около 20000 руб., а месячная выручка составит 600000 руб. при благоприятном раскладе. Но помните о сезонности. Летом продажи кофе подают. На первых этапах заработок ниже. Рентабельность бизнеса составляет 60%. Вложения в среднем окупаются за 3 — 6 месяцев. Если бизнес пошел в гору, откройте дополнительные мини-кофейни, пропорционально повысив доход.

Лети голодным. Кто виноват в высоких ценах на еду в Шереметьево?

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock

Выпить чашечку кофе и перекусить перед самолётом в аэропорту приятно, но слишком дорого. Даже в сетевых заведениях, где должны быть такие же цены, как в других точках питания, приходится платить в два, а то и в три раза больше. Почему?

Опытные путешественники знают, что лучше поесть заранее, чтобы не переплачивать. В январе 2017 года Федеральная антимонопольная служба заявила, что разберётся с ценами в кафе и ресторанах аэропортов. Весной того же года руководители сетей «Бургер кинг» и «Му-му» ответили, что цены будут снижены.

Фото © Скриншот с сайта ТРИПАДВИЗОР

В декабре 2018 года ФАС проверила общепит в Домодедово и Шереметьево. В «Му-му» цены снизились на 45% на 30 блюд. В «Шоколаднице» 18 позиций подешевели на 20%. А в «Бургер кинге» 28 блюд стали доступнее на 23,7%.

Поесть в аэропорту по-прежнему дорого. Двойной воппер в «Бургер кинге» в Шереметьево стоит около 500 рублей, а в обычных точках этого же бренда — 259 рублей. Чашка латте и чашка американо в «Шоколаднице» аэропорта — более 1500 рублей. В центре Москвы за этот же заказ с клиента возьмут 450–500 рублей.

Фото © Скриншот с сайта 2ГИС

Некоторые заведения идут на хитрости и продают картонный стаканчик чая по цене чайника.

Фото © Скриншот с сайта ТРИПАДВИЗОР

Почему так дорого?

Во-первых, потому что у людей нет выбора. Если хочешь есть — всё равно закажешь и заплатишь. Возить с собой курицу в фольге и бутерброды с колбасой в самолётах не положено.

Во-вторых, потому что, как отмечают психологи, цены в аэропортах — уловка для мозга. Человек оказался в аэропорту, потому что он едет либо на отдых, либо в командировку, то есть туда, где будет тратить деньги. Почему бы не начать делать это прямо перед вылетом? Заведения этим «секретом» умело пользуются.

Но главная причина высоких цен — стоимость площадей в аэропорту. Аренда одного квадратного метра под строительство кафе или ресторана в Шереметьево в месяц стоит 260 евро — около 19 тысяч рублей без учёта НДС. Во Внуково арендатор платит процент от выручки, но не менее 250 евро за квадратный метр в месяц без учёта НДС. В Домодедово нет фиксированной цены за квадрат — потенциальные арендаторы выбираются путём открытых торгов, на которых в октябре 2019 года стартовая цена за один метр в месяц начиналась от 186 долларов (около 12 тысяч рублей).

Цена за аренду общепита в самом центре Москвы значительно ниже. К примеру, по данным на сайтах объявлений, квадрат на Патриарших прудах стоит в среднем от двух до трёх тысяч рублей, на Тверской — от трёх до шести тысяч, на Земляном Валу — от полутора до четырёх тысяч, а рядом со станцией метро «Тургеневская» — от полутора до шести тысяч рублей. На Рублёвке квадратный метр оценивается в десять и более тысяч рублей. Кроме того, во многих предложениях уже есть необходимые коммуникации под воду, оборудованы помещения для кухни и уборной.

Лайф направил запрос в ФАС с просьбой уточнить, проводилась ли проверка цен на аренду площадей в аэропортах Москвы. Служба перенаправила нас в территориальное управление ФАС по Московской области, от них комментария не последовало.

В Шереметьево, как сообщает пресс-служба аэропорта, стоимость арендной ставки складывается из себестоимости объекта инфраструктуры и обслуживания помещения. Кроме того, учитываются дополнительные источники расходов аэропорта, например на обеспечение транспортной безопасности на режимном объекте. Именно цена выше, чем в торговых центрах Москвы или в других заведениях общепита.

Пресс-служба аэропорта Домодедово объясняет стоимость квадратов высоким спросом от арендаторов. При этом условия договоров могут быть гибкими. Цены на свои продукты и услуги полностью определяет концессионер.

— Ценообразование происходит на основании рынка. Размер арендной ставки для коммерческих площадей — результат открытых торгов, которые проводятся по каждой площадке, предназначенной для размещения торгового объекта или точки питания. Стартовая цена за один кв.м формируется на основе сбора коммерческих предложений от потенциальных арендаторов на электронной торговой площадке, — сообщили Лайфу в Домодедово.

Фото © Скриншот с сайта ЦИАН

Предпринимателям крайне невыгодно снижать цены на блюда в аэропортах, поскольку им нечем будет платить аренду. ФАС требует от заведений продавать кофе с пирожными дешевле, но не требует от аэропортов снижать арендную ставку за их драгоценные квадраты.

Сложнее всего в этой ситуации потребителям, поскольку свою воду или свою термокружку с кофе на борт самолёта не пронесёшь. Вот и приходится раскошеливаться.

Добавить комментарий