Учитывается ли время года при составлении меню

Учитывается ли время года при составлении меню

«Перспективное меню»

Основы составления меню для детского питания

Правильно организованное питание помогает челове­ку сохранить в течение долгих лет жизни здоровье, бод­рость и высокую работоспособность.

Однообразная пища быстро приедается и снижает аппетит. И. П. Павлов писал, что нормальная и полезная еда – есть еда с аппетитом, особенно это относится к детям.

Особое значение имеет питание ребенка в период пер­вых лет жизни, когда формируется организм и обяза­тельным условием является обеспечение его всеми необ­ходимыми для роста пищевыми веществами.

Меню – это перечень всевозможных блюд, закусок, кулинарных изделий и напитков, включенных в ежеднев­ный рацион детского питания. Меню является програм­мой работы пищеблока. Для лучшей организации техно­логического процесса на производстве, более равномер­ного распределения сырья по дням недели медицинская сестра составляет плановое меню на неделю. Можно раз­работать цикл меню на 20 дней. Это позволяет заранее сделать заказ на необходимое сырье, заготовить полу­фабрикаты, что приводит к улучшению качества блюд.

Режим питания детей всех возрастов должен быть согласован с общим режимом дня детей каждой группы.

Питание должно быть организовано исходя из их физио­логических потребностей и возраста (нормы установле­ны для детей до 3 и от 3 до 7 лет).

В пищеблоках детских садов и яслей разрабатывают меню дневного рациона питания, предусматривающее три – или четыре приема пищи: завтрак, обед, полдник и ужин. Это меню составляется с учетом установленных физиологических норм питания для различных возраст­ных групп детей. Большое внимание уделяется требова­ниям рационального питания.

Кроме этого, при составлении меню дневного рацио­на необходимо правильно распределить питание в про­центном отношении (завтрак и ужин по 25%, обед 35- 40%, полдник 15-10% всей суточной калорийности пи­щи). Следует также правильно распределять потребле­ние различных продуктов в течение дня. Продукты, бога­тые животным белком, распределяют на все приемы пи­щи, что способствует лучшему усвоению белка. Однако блюда из мяса и рыбы желательно подавать на обед и на завтрак, а на ужин лучше приготовить быстро пере­вариваемые молочные и творожные блюда.

При составлении меню медсестра или заведующий производством учитывает также целый ряд других фак­торов: возраст питающихся, разнообразие блюд, наличие сырья, сезонность, стоимость блюд, трудоемкость их из­готовления, квалификацию поварского состава, а также техническую оснащенность предприятия.

Точно разработанные наборы продуктов для состав­ления меню необходимы каждой возрастной группе де­тей. Однако меню для детей всех возрастных групп со­ставляется одно. Если имеются группы детей от 1 до 2 лет, их меню отличается не только по объему порции, но и по кулинарной обработке. Супы и овощи готовят для них в протертом виде, каши – разваренные. Разнообра­зие блюд обеспечивается набором сырья и продуктов (мясо, рыба, молоко, яйца, крупы, овощи), а также ви­дами кулинарной обработки (мясо тушеное, отварное, жареное, припущенное; мясные блюда из мяса рублено­го: котлеты, биточки, тефтели и др.). Кроме того, блюда должны быть разнообразны по внешнему виду, вкусу и гарниру. При составлении меню необходимо сочетать различные продукты, взаимно обогащающие химический состав друг друга, повышающие пищевую ценность и вкусовые качества блюд. Например, если первые блюда овощные, то вторые блюда с гарниром из круп или мака­рон и наоборот. Высокую пищевую ценность имеют запе­канки, суфле, пудинги, так как в них мясо, яйца, творог сочетаются с крупами или картофелем. Рыбу рекоменду­ется готовить с овощами или картофелем, курицу – с ри­сом или картофельным пюре. Необходимы также слож­ные гарниры, состоящие из нескольких видов продуктов, что способствует лучшему усвоению пищи. К гарнирам хорошо добавлять огурцы, помидоры, квашеную капусту, салат. Следует использовать свежую зелень (петрушку, укроп), сырые овощи, фрукты и ягоды, которые улучша­ют вкус пищи, обогащают ее витаминами. Вкусовые ве­щества (ванилин, корица), соки, сиропы, варенья улуч­шают вкус и аромат изделий, делают блюда более при­влекательными.

Следует помнить о национальной кухне нашей стра­ны и включать в меню некоторые блюда, допустимые в детском питании, тем более, что они могут быть более привычны детям. Разнообразить блюда необходимо не только в течение дня, но на протяжении всей недели, ме­сяца.

В зависимости от наличия сырья в меню включают блюда различной обработки, например, из мяса старых животных и птицы лучше готовить блюда тушеные, от­варные и рубленые. При отсутствии по какой-либо при­чине того или иного продукта его заменяют другим с та­ким расчетом, чтобы химический состав рациона не изменился. Однако, к замене продуктов следует прибе­гать лишь в случаях крайней необходимости. Кроме то­го, молоко и сливочное масло в детском питании замене не подлежат.

Сезон необходимо учитывать в любое время года. В летнее и осеннее время нужно готовить свекольник, блюда из щавеля, шпината, салата, лука; вместо компотов и киселей подавать свежие ягоды и фрукты, соки.

Зимой в меню включать больше фаршированных, горя­чих блюд.

Техническая оснащенность пищеблока учитывается при включении в меню блюд, требующих машинной об­работки. Так, при наличии протирочной машины или ма­шины для приготовления картофельного пюре, чаще его готовят на гарниры. Если есть взбивальные машины ки­сель можно заменить муссом.

При составлении меню-требования необходимо учи­тывать выход порций для детей разного возраста, ука­зывать количество детей и раскладку продуктов для каж­дого блюда, его вес в готовом виде (выход блюда), т. е. дифференцированно по возрастам.

Разрабатывая план-меню на продолжительный пери­од, необходимо норму продуктов, полагающуюся ребен­ку на день, умножить на количество дней, на которое со­ставляется меню (20 дней). Основные продукты (хлеб, масло, молоко, сахар, мясо) включаются в меню ежедневно, другие (сметана, творог, рыба) даются не каждый день, однако к концу недели весь полагающийся набор продуктов должен быть использован. Так, если по норме полагается 40 г творога в день, то за 10 дней ребенок должен получить 400 г творога. Это количество можно распределить по дням недели в различных блюдах: крупеник с творогом, ватрушки, варени­ки ленивые, творожники, пудинг творожный, пудинг ман­ный с творогом или рисовый с творогом, лапшевник с творогом и др. Зная раскладку продуктов на то или иное блюдо, легко рассчитать, сколько раз его за это время можно приготовить.

На пищеблок из кладовой продукты выдают согласно меню-требованию, которое составляется ежедневно ме­дицинской сестрой совместно с заведующим производст­вом и утверждается заведующей детским учреждением. В меню-требовании перечисляются блюда, которые бу­дут готовить в данный день на завтрак, обед, полдник и ужин, количество порций (включая обслуживающий пер­сонал), выход порций, а также количество продуктов пи­тания, подлежащих закладке в каждое блюдо.

Понятие Меню, правила составления и разработки меню

В наши дни общественное питание развивается по разным направлениям. Возникает крупное число ресторанов с национальной кухней, возникают новые виды предприятий общественного питания: пабы, суши-бары и т.д. и следственно положительно разработанное меню является одной из основной составляющей для результативной работы ресторана.

Зачастую именно меню является первой и исключительной рекламой, которая на 100% привлечет внимание посетителей.

Именно благополучно разработанное меню окажет значительное воздействие на управление ценами в ресторане, поможет получить прибыль и оптимизирует процесс работы в том либо другом заведении.

Слово «меню» происходит от французского «menu» и обозначает расписание блюд и напитков на завтрак, обед и ужин, а также рационы (трехразового питания), составленные для обслуживания совещаний, симпозиумов и др. Второе определение «меню» – это бланк, карта, лист бумаги, где печатается либо пишется наименование блюд. Ниже приведены и другие определения «меню» из разных источников.

Меню — это перечень расположенных в одном порядке разных холодных и горячих закусок, первых и вторых блюд, горячих и холодных напитков, мучных кондитерских изделий, имеющихся в продаже ресторана на данный день с указанием цен, выхода, метода приготовления и перечня, входящих в их состав компонентов. Меню- это визитная карточка ресторана и средство рекламы.

Меню — это перечень блюд и напитков, которыми располагает предприятие, с указанием их количественных показателей и цены. Меню представляет собой лист, согнутый вдвое, либо оформленный в виде тетради. В нем должно быть столько страниц, сколько нужно, чтобы вписать все блюда и напитки. Меню должно быть переведено на 1-2 языка.

При составлении меню следует руководствоваться ГОСТ Р 5076 – 95 «Общественное питание. Классификация предприятий».

На первом этапе составления меню разрабатывают ассортимент блюд и напитков, содержащие обычные, новые и фирменные блюда. При этом нужно непрерывно следить за изменяющимися предпочтениями покупателей, изучать потребность на блюда и вносить изменения в меню. На втором этапе нужно определить, какие блюда следует выделить в меню. Для привлечения внимания к блюду необходимо разместить его наименование с фотографией и рекламным текстом в самом выигрышном месте в меню. Хорошая реклама блюда увеличивает объем продаж. На третьем этапе производиться анализ блюд, включенных в меню, на популярность и прибыльность.

При составлении меню нужно рассматривать следующие факторы:

— приблизительный ассортимент блюд, напитков и изделий;

— присутствие сырья и продуктов на складе;

— наличие стандартов приготовления блюд (сборников рецептур, технико-технологических карт на новые и фирменные блюда);

— особенности обслуживаемого контингента (возрастные, национальные, высокопрофессиональные, религиозные);

— время обслуживания (завтрак, обед, ужин); формы сервиса, рекомендуемые для данного контингента покупателей (бизнес – ланч, шведский стол, семейный обед);

— трудоемкость блюд, кулинарных и кондитерских изделий;

— специализация кухни по отношению к кухням конкурентов;

— полагаемый уровень прибыли;

— расходы на приобретение продуктов, аренду помещения, заработную плату персонала;

— режим работы персонала.

Меню должно быть многообразным по видам сырья (рыбные, продукты моря, мясные, из птицы, дичи, овощные, крупяные, яичные, молочные, мучные) и методами кулинарной обработки (отварные, припущенные, жареные, тушеные, запеченные).

Специальное внимание при составлении меню следует уделять верному сочетанию гарнира и соусов с основными продуктами: картофель отварной – к судаку по-польски, картофель жареный – к бефстроганов, к цветной отварной капусте – соус сухарный и т.д.

При составлении меню учитываются вкусовые качества пищи, внешнее оформление блюд. Следует также иметь в виду, что в блюдах должна достигаться вкусовая гармония за счет положительно подобранных компонентов друг с другом. Скажем, клюква с дичью, яблоки со свининой, помидоры с телятиной, лимон с рыбой.

Блюда, включенные в меню, обязаны быть в наличии в течение всего времени работы зала. При составлении меню комплексного, семейного обеда либо бизнес – ланча нужно предусмотреть чередование блюд по дням недели.

В ресторане меню составляет заведующий производством с участием метрдотеля, после этого калькулятор рассчитывает продажные цены на блюда и передает меню директору для утверждения.

На первой странице меню приводится специальное предложение блюд данного дня, после этого перечень фирменных блюд, потом перечень блюд в порядке очередности их подачи. Выбор блюд и закусок может быть расширен за счет включения в меню сезонных и фирменных блюд.

При разработке меню нужно соблюдать правила расположения закусок и блюд с учетом последовательности их подачи посетителям.

Порядок расположения закусок, блюд и изделий в меню должен соответствовать дальнейшим требованиям:

— наименование блюд и закусок ведется от менее острых, содержащих малое число экстрактивных веществ, к более острым, пряным;

— перечисление горячих блюд начинается от отварных, от припущенных идет к жаренным, тушенным, запеченным;

— супы перечисляются от прозрачных к заправочным, супам – пюре, молочным, холодным, сладким.

Последовательность расположения закусок и блюд в меню принята следующая:

— вначале в меню указывают фирменные блюда, их включают в обособленный раздел меню самостоятельно от того, к какой группе блюд они относятся. После этого в меню называются холодные блюда и закуски, молочные продукты.

После холодных блюд и закусок перечисляются салаты в очередности, зависящей от исходного сырья: рыбные салаты после рыбных холодных блюд, мясные салаты после мясных холодных блюд, горячие закуски, супы и вторые блюда, сладкие блюда, горячие и холодные напитки, мучные кулинарные и кондитерские изделия. Салаты могут быть выделены и в самостоятельную группу, тогда их перечисляют перед мясными холодными блюдами.

На специализированных предприятиях меню начинают с блюд и напитков, характерных для данного предприятия.

Коммерческая информация, содержащаяся в меню, включает в себя: адрес предприятия, номер его телефона, режим работы, особенности кухни, перечень дополнительных услуг, их стоимость, условия резервирования мест. Информация может быть дополнена интересной исторической справкой о предприятии или отдельных блюдах меню. В конце меню дается информация о порядке оплаты услуг.

Составление меню считается очень сложным делом, поскольку в ресторанном бизнесе необходимо учитывать многие факторы: вкусы и желания посетителей; квалификацию поваров; имеющееся оборудование и мощности; цены и ценовую стратегию (себестоимость и доходность); питательную ценность; валовую прибыль; точность формулировок; качественный анализ меню; внешнее оформление меню.

Основой для составления меню должно являться высокое качество блюд и быстрота обслуживания. При составлении меню необходимо учитывать вкусы и желания посетителей. Ресторан открывается после, нахождения нищи в рынке именно для ресторана такого профиля, и это значит, что меню должно соответствовать профилю и концепции ресторана.

Квалификация поваров тоже должна соответствовать концепции и профилю ресторана. Существует два главных фактора при ее определении: могут ли они справиться с потоком заказов в часы пик; отвечает ли их кулинарное мастерство ожиданиям гостей. То есть определяющими показателями квалификации является соответствие поваров условиям конкретного ресторана, имеющего меню с определенным числом блюд определенной сложности и определенное число посетителей.

Все виды меню подразделяют в зависимости от контингента потребителей, типа предприятия и принятых форм обслуживания меню. К основным видам меню, используемым в ресторанах, относятся: меню со свободным выбором; меню комплексного обеда; меню бизнес – ланча; меню воскресного бранча; меню дневного рациона; банкетное меню; вегетарианское, постное, сезонное меню; меню тематических мероприятий; цикличное меню.

На предприятиях общественного питания при отелях и гостиничных комплексах используются следующие виды меню.

Меню «a la carte» указывает порционные блюда с индивидуальной ценой на каждое. Используется в дорогих ресторанах, чаще всего расположенных в гостиничных комплексах высокой категории.

Меню «table d’hote» – меню общего стола, предлагает варианты сформированных комплексов закусок, блюд, десертов, напитков по единой фиксированной цене. Программа меню общего стола включает от пяти до семи наименований. Применение такого меню практикуется в ресторанах при гостиничных комплексах, так как обеспечивает быстрое и экономичное обслуживание.

Туристское меню строится так, чтобы привлечь внимание туристов, акцентируя дешевизну и питательные качества, – существенная информация для туристов. Могут быть подчеркнуты национальные блюда, интересные для туристов, либо возможность пообедать быстро и недорога.

В ресторанах практикуется составление экспресс-обедов (на отдельных бланках), причем блюда этого меню не должны повторяться в меню заказанных блюд. Меню обеденных блюд и экспресс-обедов применяют только в дневные часы работы ресторана.

В меню обеда дежурные блюда включают блюда несложного приготовления, которые удобны для отпуска. Этот вид меню удобно использовать в вокзальных ресторанах, аэропортах. В качестве дежурных блюд должны быть закуски трех-четырех наименований, первые блюда — двух, вторые — четырех-пяти, сладкие блюда, горячие и холодные напитки трех-четырех наименований, а также мучные кондитерские изделия. Меню обеденных блюд и экспресс-обедов печатаются ежедневно на машинке. Эти меню в дневное время вручаются посетителям при приеме заказа.

Конспект урока «Сервировка стола на обед. Составление меню обеда»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Технология классы 6-А, Б

уроки № 13-14 дата 14.10

Тема: Приготовление обеда . Сервировка стола к обеду. Составление меню обеда.

Цели : 1 . Расширить понятие сервировки стола, столовые приборы для обеда и правила пользования; учить сервировать стол к обеду, учить правильному, экономному и рациональному подбору продуктов при составлении меню на обед. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

2. Развивать навыки ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного участия в жизни своей семьи; безопасных приемов работы; развитие познавательных интересов, коммуникативных и организаторских способностей;

3. Воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, ответственность за результаты своей деятельности; уважительное отношение к труду;

Тип урока : комбинированный

Методы: беседа, наглядно-визуальный, наглядно-слуховой, практическая работа.

Оборудование : мультимедийная презентация, компьютер, помещение кухни, кухонные принадлежности, комплект посуды и столовых приборов для завтрака, раздаточный материал со схемой расположения приборов к обеду, цветной лист, фломастеры;

І. Оргмомент. Учитель приветствует детей, отмечает отсутствующих.

Обучающиеся записывают за учителем дату и тему урока.

П. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний. Вопросы.

1. Назовите правила санитарии при обработке пищевых продуктов.

2. Дайте определение процесса пищеварения.

3. Расскажите о питательных веществах.

4. Расскажите о витаминах, входящих в состав пищевых продуктов.

5. В чем состоит технология приготовления блюд из мяса.

6. В чем состоит технология приготовления блюд из птицы.

7. В чем состоит технология приготовления заправочных супов.

III .Объявление теми и задач урока

IV . Изучение нового материала:

Сервировка (фр. servir — обслуживать) – это подготовка стола к завтраку, обеду, ужину, праздничному застолью, банкету-фуршету, банкету-коктейлю, чайной церемонии.
Цель сервировки: создать удобства гостям в процессе приема пищи способствовать установлению хорошего настроения выразить свое внимание и доброжелательность. Сервировка включает в себя расстановку в определенном порядке всех необходимых для организации трапезы (приёма пищи) предметов. Столовая посуда, столовое бельё, столовые приборы, украшение стола. При сервировке стола рекомендуется соблюдать определенную последовательность: вначале накрывают стол скатертью; расставляют тарелки; раскладывают столовые приборы; ставят посуду; раскладывают салфетки; расставляют приборы со специями, вазы с цветами.

1. Накрыть стол скатертью.

2. Сервировать приборы (набор посуды должен быть одинаковым по форме и рисунку).

3. Разложить салфетки (она ложна быть индивидуальной и кладут ее на закусочную тарелку).

4. Поставить приборы для специй и цветы.

СТОЛОВАЯ ПОСУДА

Посуда для подачи холодных закусок : тарелки закусочные (диаметром 20 см), салатники, блюда овальные, вазы на низкой ножке, соусники.
Посуда для подачи первых блюд . Бульонные чашки (для бульонов, супов — пюре). Тарелки столовые глубокие (диаметром до 24 см). Суповые миски с крышкой. Керамические горшочки.

Посуда для подачи вторых блюд . Тарелки столовые мелкие(диаметром 24 см). Блюда круглые или овальные на несколько порций

Посуда для подачи десерта . Тарелки десертные глубокие и мелкие (диаметром 20 см). Блюдо для торта. Ваза для фруктов. Креманки, вазочки для мороженого, муссов

Правила сервировки. Справа от закусочной тарелки кладутся ножи. Лезвие ножей должно быть повёрнуто к тарелке.

Последовательность расположения ножей: столовый; рыбный; закусочный.

Слева от тарелки раскладываются вилки, зубцами кверху, в той же последовательности, что и ножи.

Окончание рукояток ножей и вилок должны находиться на расстоянии 2 см от края стола.

Ложку кладут, справа от тарелки, углублением вверх, между закусочным ножом и рыбным.

Пирожковая тарелка, ставится чуть левее, по диагонали от закусочной на расстоянии 10 см. Используется она для выкладки хлеба, выпечки, оладьей и др.

Нож, предназначенный для масла, кладут сверху пирожковой тарелки.

Глубокая тарелка, для первого, ставится сверху закусочной.

Бокал для сока или воды располагается на одной линии с краем тарелки, в точке её пересечения с кончиком закусочного ножа. Следом за бокалом для напитка, ставится фужер под шампанское, далее бокал для белого вина, потом — красного и последний для десертного. Если предполагается подача коньяка, рюмка для него замыкает ряд бокалов.

Десертная ложечка и вилка кладутся прямо за основной тарелкой, параллельно друг другу, с промежутком 1 см.

Десертные тарелки и нож для фруктов подаются позже, уже вместе с десертом.

Соусницы, приборы со специями, горчица ставятся вдоль центральной линии стола.

В центре стола ставится основное горячее блюдо, рядом с ним напитки.

СТОЛОВОЕ БЕЛЬЁ К столовому белью относятся скатерти и салфетки. Их классифицируют по следующим параметрам: материал размер цвет. Скатерти. Выбор цветовой гаммы при оформлении стола существенным образом определяет настроение и характер мероприятия. Сет – альтернатива скатерти; небольшая подставка или подложка для посуды размером не менее 30 х 40 см. Может быть выполнен из дерева, ткани, пластмассы, бумаги и т.д.

УКРАШЕНИЕ СТОЛА. Как правило, украшается стол для торжественных случаев. Однако и повседневный стол можно оформить оригинально.

Украшение стола салфетками . Самый простой и элегантный способ украсить стол с помощью салфетки – аккуратно сложить её, закрепив специальным кольцом. Украшение стола свечами. Вместо подсвечников можно использовать стеклянные сосуды, фужеры. Украшение стола цветами . Букет на столе должен гармонировать с тоном скатерти и салфеток и сочетаться с сервировкой стола.

Понятие «обед» Обед составляет 40%-45% суточного приёма пищи . Наиболее полноценен и разнообразен рацион, в котором обед состоит из 4 блюд: закуски , супа , второго и десерта . Такая последовательность подачи не случайна, она установилась издавна: м ясной суп, борщ на первое блюдо , в торое блюдо-овощи, рыба, гарниры, третье блюдо — десерты.
В ступление: сначала подают к столу закуски, небольшие по объёму кушанья острого и солоноватого вкуса. Они возбуждают аппетит, что благотворно воздействует на пищеварение и способствует усвоению следующих блюд обеда (намек на обед). Возбуждают аппетит и супы (полноценное приглашение к обеду или разминка). развитие: вторые блюда хорошо насыщают. Обычно они калорийны и разнообразны по набору продуктов, а следовательно и по содержанию питательных веществ (собственно обед).
завершение: сладкие блюда завершают обед. Они снабжают организм необходимыми сахарами, отличаются приятным вкусом и ароматом (прощание).

Меню (фр. le menu) — перечень блюд и напитков конкретного завтрака, обеда или ужина. Завтрак, 30% суточной калорийности Обед, 40% суточной калорийности Полдник, 10% суточной калорийности. Ужин, 20% суточной калорийности.

Чтобы составить меню обеда, нужно подсчитать, сколько каких продуктов следует заку-пить для приготовления обеда, какова будет их стоимость. Умение составить меню для питания семьи и подсчитать стоимость необходимых для приготовления пищи продуктов помогает экономно, в точное время и с наибольшей пользой для членов семьи организовать питание.

Основные моменты при планирование меню.

Необходимо учитывать средние нормы продуктов на человека. Дети едят меньше женщин, женщины потребляют пищи меньше мужчин. Учитывать время года при составление меню. Зимой преобладают сытные блюда из мяса и рыбы, а летом преобладают свежие овощи, фрукты, больше используются молочные продукты и ягоды.

Учитывать какую сумму из бюджета вы готовы потратить на продукты.

Еда должна быть разнообразной, иначе готовить по меню быстро надоест.

Блюда необходимо чередовать: жидкие с густыми, мягкие с твердыми, острые с пресными.

Необходимо учитывать предпочтения разных членов семьи. Кто-то на завтрак ограничивается чаем и бутербродом, а кто-то не мыслить своего утра без мяса.

Сочетать сытные блюда с легкими. Например, если на первое борщ, то на второе можно подать отварное мясо или рыбу, а на сладкое компот и фрукты. Если первое и второе блюда без мяса, то на третье можно подать запеканку или блины.

Готовить блюда на 2-3 дня (например супы).

Учитывать свою загруженность. Если день будет очень загружен, стоит запланировать блюда, которые можно приготовить быстро. В выходные, когда есть больше времени, можно готовить более сложные блюда.

Учитывать какие блюда вы сможете приготовить вместе с ребенком, а какие стоит готовить только в его отсутствие, или пока малыш спит.Необходимо учитывать сколько раз в день вы едите. Норму продуктов при питание три раза в день делят в соотношение 30% — 50% — 20%.На ужин лучше подавать молочные и овощные блюда.

Меню на обед. Во-первых, меню надо разнообразить в течение дня. Если на завтрак была каша, то в обед надо приготовить картофельное пюре или солянку, а на ужин макароны. Если на первое в обед был рисовый суп, то можно ли на второе готовить рисовую кашу? (нет, нельзя, блюда не должны повторяться.) Ну, а если на первое щи, то на второе не пойдёт солянка. 2.В течение недели продукты тоже надо чередовать. Первые блюда в обед ежедневно меняют. Например: 1-й день — суп-лапша, во 2-й – суп гороховый, в 3-й-суп рисовый и т.д. вторые блюда так же нужно менять ежедневно. То-есть, должно быть, правильное сочетание продуктов питания – это, во-вторых.

Как вести себя за столом:

1. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков — это некрасиво.

2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.

3. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.

4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.

5. Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно можно взять пальцами косточку и обглодать.

6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать салфеткой.

7. Гарнир — овощи, картошку, макароны — набирай на вилку с помощью хлебной корочки или ножа.

8. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

9. Не ешь с ножа — это некрасиво, да и можно поранить рот.

10. Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо – их

легко разломить вилкой.

11. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку — в левой.

12. Косточки из компота не выплевывай прямо на блюдо. Поднеси ложку ко

рту, выплюнь на нее косточки и положи на блюдце.

13. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо

14. Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая. Ведь взяв кусок

получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.

15. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не

16. За едой не читай — это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.

17. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу — это некрасиво и невежливо.

V .Практическая работа.

1. Упражнения по сервировке стола к обеду.

2. Составление меню обеда по плану: подобрать блюда, обсудить набор блюд, составить перечень продуктов для приготовления обеда, подсчитать стоимость продуктов, оформить меню

/используя цветной лист и фломастеры/.

VI . Подведение итогов.

VII . Домашнее задание : составить меню блюд для двух праздничных обедов.

Конспект урока «Сервировка стола на обед. Составление меню обеда»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Технология классы 6-А, Б

уроки № 13-14 дата 14.10

Тема: Приготовление обеда . Сервировка стола к обеду. Составление меню обеда.

Цели : 1 . Расширить понятие сервировки стола, столовые приборы для обеда и правила пользования; учить сервировать стол к обеду, учить правильному, экономному и рациональному подбору продуктов при составлении меню на обед. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

2. Развивать навыки ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного участия в жизни своей семьи; безопасных приемов работы; развитие познавательных интересов, коммуникативных и организаторских способностей;

3. Воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, ответственность за результаты своей деятельности; уважительное отношение к труду;

Тип урока : комбинированный

Методы: беседа, наглядно-визуальный, наглядно-слуховой, практическая работа.

Оборудование : мультимедийная презентация, компьютер, помещение кухни, кухонные принадлежности, комплект посуды и столовых приборов для завтрака, раздаточный материал со схемой расположения приборов к обеду, цветной лист, фломастеры;

І. Оргмомент. Учитель приветствует детей, отмечает отсутствующих.

Обучающиеся записывают за учителем дату и тему урока.

П. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний. Вопросы.

1. Назовите правила санитарии при обработке пищевых продуктов.

2. Дайте определение процесса пищеварения.

3. Расскажите о питательных веществах.

4. Расскажите о витаминах, входящих в состав пищевых продуктов.

5. В чем состоит технология приготовления блюд из мяса.

6. В чем состоит технология приготовления блюд из птицы.

7. В чем состоит технология приготовления заправочных супов.

III .Объявление теми и задач урока

IV . Изучение нового материала:

Сервировка (фр. servir — обслуживать) – это подготовка стола к завтраку, обеду, ужину, праздничному застолью, банкету-фуршету, банкету-коктейлю, чайной церемонии.
Цель сервировки: создать удобства гостям в процессе приема пищи способствовать установлению хорошего настроения выразить свое внимание и доброжелательность. Сервировка включает в себя расстановку в определенном порядке всех необходимых для организации трапезы (приёма пищи) предметов. Столовая посуда, столовое бельё, столовые приборы, украшение стола. При сервировке стола рекомендуется соблюдать определенную последовательность: вначале накрывают стол скатертью; расставляют тарелки; раскладывают столовые приборы; ставят посуду; раскладывают салфетки; расставляют приборы со специями, вазы с цветами.

1. Накрыть стол скатертью.

2. Сервировать приборы (набор посуды должен быть одинаковым по форме и рисунку).

3. Разложить салфетки (она ложна быть индивидуальной и кладут ее на закусочную тарелку).

4. Поставить приборы для специй и цветы.

СТОЛОВАЯ ПОСУДА

Посуда для подачи холодных закусок : тарелки закусочные (диаметром 20 см), салатники, блюда овальные, вазы на низкой ножке, соусники.
Посуда для подачи первых блюд . Бульонные чашки (для бульонов, супов — пюре). Тарелки столовые глубокие (диаметром до 24 см). Суповые миски с крышкой. Керамические горшочки.

Посуда для подачи вторых блюд . Тарелки столовые мелкие(диаметром 24 см). Блюда круглые или овальные на несколько порций

Посуда для подачи десерта . Тарелки десертные глубокие и мелкие (диаметром 20 см). Блюдо для торта. Ваза для фруктов. Креманки, вазочки для мороженого, муссов

Правила сервировки. Справа от закусочной тарелки кладутся ножи. Лезвие ножей должно быть повёрнуто к тарелке.

Последовательность расположения ножей: столовый; рыбный; закусочный.

Слева от тарелки раскладываются вилки, зубцами кверху, в той же последовательности, что и ножи.

Окончание рукояток ножей и вилок должны находиться на расстоянии 2 см от края стола.

Ложку кладут, справа от тарелки, углублением вверх, между закусочным ножом и рыбным.

Пирожковая тарелка, ставится чуть левее, по диагонали от закусочной на расстоянии 10 см. Используется она для выкладки хлеба, выпечки, оладьей и др.

Нож, предназначенный для масла, кладут сверху пирожковой тарелки.

Глубокая тарелка, для первого, ставится сверху закусочной.

Бокал для сока или воды располагается на одной линии с краем тарелки, в точке её пересечения с кончиком закусочного ножа. Следом за бокалом для напитка, ставится фужер под шампанское, далее бокал для белого вина, потом — красного и последний для десертного. Если предполагается подача коньяка, рюмка для него замыкает ряд бокалов.

Десертная ложечка и вилка кладутся прямо за основной тарелкой, параллельно друг другу, с промежутком 1 см.

Десертные тарелки и нож для фруктов подаются позже, уже вместе с десертом.

Соусницы, приборы со специями, горчица ставятся вдоль центральной линии стола.

В центре стола ставится основное горячее блюдо, рядом с ним напитки.

СТОЛОВОЕ БЕЛЬЁ К столовому белью относятся скатерти и салфетки. Их классифицируют по следующим параметрам: материал размер цвет. Скатерти. Выбор цветовой гаммы при оформлении стола существенным образом определяет настроение и характер мероприятия. Сет – альтернатива скатерти; небольшая подставка или подложка для посуды размером не менее 30 х 40 см. Может быть выполнен из дерева, ткани, пластмассы, бумаги и т.д.

УКРАШЕНИЕ СТОЛА. Как правило, украшается стол для торжественных случаев. Однако и повседневный стол можно оформить оригинально.

Украшение стола салфетками . Самый простой и элегантный способ украсить стол с помощью салфетки – аккуратно сложить её, закрепив специальным кольцом. Украшение стола свечами. Вместо подсвечников можно использовать стеклянные сосуды, фужеры. Украшение стола цветами . Букет на столе должен гармонировать с тоном скатерти и салфеток и сочетаться с сервировкой стола.

Понятие «обед» Обед составляет 40%-45% суточного приёма пищи . Наиболее полноценен и разнообразен рацион, в котором обед состоит из 4 блюд: закуски , супа , второго и десерта . Такая последовательность подачи не случайна, она установилась издавна: м ясной суп, борщ на первое блюдо , в торое блюдо-овощи, рыба, гарниры, третье блюдо — десерты.
В ступление: сначала подают к столу закуски, небольшие по объёму кушанья острого и солоноватого вкуса. Они возбуждают аппетит, что благотворно воздействует на пищеварение и способствует усвоению следующих блюд обеда (намек на обед). Возбуждают аппетит и супы (полноценное приглашение к обеду или разминка). развитие: вторые блюда хорошо насыщают. Обычно они калорийны и разнообразны по набору продуктов, а следовательно и по содержанию питательных веществ (собственно обед).
завершение: сладкие блюда завершают обед. Они снабжают организм необходимыми сахарами, отличаются приятным вкусом и ароматом (прощание).

Меню (фр. le menu) — перечень блюд и напитков конкретного завтрака, обеда или ужина. Завтрак, 30% суточной калорийности Обед, 40% суточной калорийности Полдник, 10% суточной калорийности. Ужин, 20% суточной калорийности.

Чтобы составить меню обеда, нужно подсчитать, сколько каких продуктов следует заку-пить для приготовления обеда, какова будет их стоимость. Умение составить меню для питания семьи и подсчитать стоимость необходимых для приготовления пищи продуктов помогает экономно, в точное время и с наибольшей пользой для членов семьи организовать питание.

Основные моменты при планирование меню.

Необходимо учитывать средние нормы продуктов на человека. Дети едят меньше женщин, женщины потребляют пищи меньше мужчин. Учитывать время года при составление меню. Зимой преобладают сытные блюда из мяса и рыбы, а летом преобладают свежие овощи, фрукты, больше используются молочные продукты и ягоды.

Учитывать какую сумму из бюджета вы готовы потратить на продукты.

Еда должна быть разнообразной, иначе готовить по меню быстро надоест.

Блюда необходимо чередовать: жидкие с густыми, мягкие с твердыми, острые с пресными.

Необходимо учитывать предпочтения разных членов семьи. Кто-то на завтрак ограничивается чаем и бутербродом, а кто-то не мыслить своего утра без мяса.

Сочетать сытные блюда с легкими. Например, если на первое борщ, то на второе можно подать отварное мясо или рыбу, а на сладкое компот и фрукты. Если первое и второе блюда без мяса, то на третье можно подать запеканку или блины.

Готовить блюда на 2-3 дня (например супы).

Учитывать свою загруженность. Если день будет очень загружен, стоит запланировать блюда, которые можно приготовить быстро. В выходные, когда есть больше времени, можно готовить более сложные блюда.

Учитывать какие блюда вы сможете приготовить вместе с ребенком, а какие стоит готовить только в его отсутствие, или пока малыш спит.Необходимо учитывать сколько раз в день вы едите. Норму продуктов при питание три раза в день делят в соотношение 30% — 50% — 20%.На ужин лучше подавать молочные и овощные блюда.

Меню на обед. Во-первых, меню надо разнообразить в течение дня. Если на завтрак была каша, то в обед надо приготовить картофельное пюре или солянку, а на ужин макароны. Если на первое в обед был рисовый суп, то можно ли на второе готовить рисовую кашу? (нет, нельзя, блюда не должны повторяться.) Ну, а если на первое щи, то на второе не пойдёт солянка. 2.В течение недели продукты тоже надо чередовать. Первые блюда в обед ежедневно меняют. Например: 1-й день — суп-лапша, во 2-й – суп гороховый, в 3-й-суп рисовый и т.д. вторые блюда так же нужно менять ежедневно. То-есть, должно быть, правильное сочетание продуктов питания – это, во-вторых.

Как вести себя за столом:

1. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков — это некрасиво.

2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.

3. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.

4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.

5. Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно можно взять пальцами косточку и обглодать.

6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать салфеткой.

7. Гарнир — овощи, картошку, макароны — набирай на вилку с помощью хлебной корочки или ножа.

8. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

9. Не ешь с ножа — это некрасиво, да и можно поранить рот.

10. Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо – их

легко разломить вилкой.

11. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку — в левой.

12. Косточки из компота не выплевывай прямо на блюдо. Поднеси ложку ко

рту, выплюнь на нее косточки и положи на блюдце.

13. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо

14. Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая. Ведь взяв кусок

получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.

15. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не

16. За едой не читай — это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.

17. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу — это некрасиво и невежливо.

V .Практическая работа.

1. Упражнения по сервировке стола к обеду.

2. Составление меню обеда по плану: подобрать блюда, обсудить набор блюд, составить перечень продуктов для приготовления обеда, подсчитать стоимость продуктов, оформить меню

/используя цветной лист и фломастеры/.

VI . Подведение итогов.

VII . Домашнее задание : составить меню блюд для двух праздничных обедов.

Читать еще:  Что такое съедобное меню в ресторанах
Добавить комментарий