Dailychef.ru

Еда и Кафе: справочная информация
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Франшиза мобильная кофейня

Бизнес-план мобильной кофейни на колесах с расчетами

Кофе – самый знаменитый и желанный продукт в мире. Не у всех есть достаточно времени, чтобы приготовить и выпить утром “латте” или “капучино”. Чтобы проснуться и получить достаточно сил на весь день многие предпочитают купить бодрящий напиток по дороге на работу. Авто кофейня, которую чаще называют кофе на колёсах, для этого идеально подходит.

Кто же откажется от чашечки ароматного “эспрессо”, продающегося неподалёку? Ассортимент кофейных напитков рассчитан на простоту выбора торопящихся куда-либо покупателей. Бариста обязан за пару минут обслужить посетителя и поговорить с ним. Быстрый сервис и разумные расценки, плюс пожелания доброго дня и улыбка — ключевые факторы успеха кофейни на колёсах.

Как появились передвижные кофейни.

Первые автомобили с кофе пришли к нам из Америки. Основу заложила североамериканская компания “Seattle Coffee” в 1992 году. В Европе инициативу сразу же перехватили датчане и британцы.

Английский бренд “BikeCaffe” оказался особенно успешен. Британцы взяли трёхколесные велосипеды и установили на них кофемашины. Одна такая кофейня могла продавать до 500 стаканчиков за день. Позже кофебайки появились и в Германии, где тоже начали пользоваться бешеным спросом.

В странах СНГ впервые такое нововведение появилось в столице Украины. Киевляне сразу же оценили все преимущества покупки кофе на улицах. Сейчас этот бизнес активно развивается в крупных городах России и Белоруссии, но, по словам экспертов, рынок не насыщен даже на 50%. Безусловно, это связано в первую очередь с климатом.

Преимущества открытия мобильной кофейни:

  • Незначительные инвестиции. Такой вид бизнеса не предполагает больших расходов на запуск. Для начала достаточно взять в аренду кофемобиль и купить все необходимые ингредиенты. Варить и продавать товар можно самостоятельно, либо нанять компетентного бариста.
  • Возможность выбирать место. По сравнению с обычными кафетериями, кофейня на колёсах может оказаться в нужное время в нужном месте по вашему желанию. Это очень важно на первых этапах, позже необходимо «закрепиться» на одном месте и обслуживать постоянных клиентов.
  • Быстрое оформление бумаг. Для легализации продажи кофе на улице нужен небольшой пакет документов. Возни в разы меньше, в отличие от стационарного кафе. Приготовить все необходимые бумаги и начать работу вы сможете в течение месяца.
  • Автономность. Кофемашины на колёсах не требуют подключения к розетке и водоснабжению. Они оборудованы газовым баллоном и аккумуляторами. Заряда батарей обычно хватает на 12 часов беспрерывной работы. Некоторые предпочитают вместо аккумуляторов применять газовый или бензиновый генератор.
  • Высокая окупаемость и ликвидность. Средний срок полного возврата всех вложений – от полугода. Всё зависит от качества продукта и проходимости выбранного участка. В крайнем случае, можно легко продать оборудование для кофейни на колёсах и выйти из бизнеса.

Как открыть свою автокофейню?

  • Самостоятельно открыть собственное дело.
  1. зарегистрировать данный вид предпринимательской деятельности;
  2. оборудовать автотранспортное средство в соответствии с санитарными нормами и правилами;
  3. предусмотреть в автомобиле работу нагревателя воды;
  4. выбрать наиболее выгодное место реализации;
  5. обдумать дополнительный ассортимент продукции.
  • Взять в аренду мобильную кофейню.

Где выгодно устанавливать мобильные кофейни?

Если речь идёт о крупном городе, то оптимально расположиться возле метрополитена, подземных переходов, автобусных и троллейбусных остановок. В публичных местах кофе на колёсах всегда пользуются высоким спросом, особенно в хмурую погоду и в лютые морозы.

Целевая аудитория с утра – спешащие на работу офисные служащие, идущие на занятия студенты и школьники. Можно расположиться рядом с бизнес-центром, университетом или школой. В будние дни здесь намного больше народу, чем по выходным.

В период общественных гуляний, городских торжеств и праздничных дней нужно активно передвигаться вслед за людьми. Где толпа – там и вы. Когда вы нашли наиболее выгодную позицию – зафиксируйтесь на ней. Постоянные покупатели вас запомнят и будут искать именно на этом месте.

Какие разрешения нужны для открытия кофе на колёсах в России?

Чёткой законодательной базы для открытия такого дела в России не существует. Сейчас предприниматели, работающие в этой сфере, руководствуются законом о нестационарной работе. В настоящий момент работа выездной торговли не запрещена, но и стоять машины будут только в определенных местах, по которым у предпринимателей заключен договор аренды с администрацией города. В настоящий момент готовится законопроект о мобильной торговле, планируется, что в конце 2016 года его рассмотрят. В настоящий момент мобильная торговля хорошо себя чувствует и развивается на различных фестивалях, различных выездных мероприятиях.

Для работы своей мобильной торговли лучше использовать организационную форму Индивидуальный Предприниматель (ИП) и берем упрощённую схему налогообложения (УСН). Парковка в определённом месте также может потребовать разрешений.

Примерный список необходимых бумаг:

  1. Документ регистрации ИП. С паспортом и кодом отправляетесь в налоговую и пишете заявление.
  2. Разрешение на объект торговли. Для продажи кофе на тротуаре нужно идти в районную администрацию. Ели же вы стали прямо на дороге – вам в Службу автомобильных дорог.
  3. Документы на авто или прицеп. Если вы переоборудовали личный автомобиль, нужно пройти повторную регистрацию в МРЭО.
  4. Разрешение Санэпидемстанции района и заключение на продукцию. Они должны получить от вас список продаваемых продуктов с пометкой «розничная торговля напитками».
  5. Трудовой договор и санитарная книжка. Нужно обратиться в центр занятости для оформления контракта сотрудника. Также ему нужно пройти медицинское обследование.
  6. Сертификат на кофемашину. Выдаётся в центре сертификации кофейного оборудования в соответствии с государственными стандартами.

Стоимость разрешений на торговлю передвижной кофейни на колёсах примерно 20 тысяч рублей. Таким образом, организационные расходы с учетом открытия ИП, р/сч. обойдутся для вас в 24 тысячи рублей. Но, даже имея полный пакет документов, будьте внимательны. Многие предприниматели отмечают: даже если исполнять все требования и следовать принятым санитарным нормам, штрафы всё равно платятся регулярно (пока не принят закон о мобильной торговле).

Несколько полезных советов

  • Принципиально, чтобы ваш продукт был отменного качества. Если покупателю не понравится кофе, в другой раз он его не закажет. От опыта и мастерства персонала напрямую зависит вкус напитка.
  • Огромное значение имеет долговечность оснащения, комфортное размещение всех компонентов — чтобы все было «под рукой», качество сборки портативной кофейни, согласованная работа инженерных блоков и приспособлений.
  • Лучшим авто для переделки может стать «Минивен», «Универсал» или фургон. Также можно взять специально оснащённый прицеп с раздаточным окошком. Он сможет обратить на себя внимание и обязательно завлечёт покупателей.
  • Необходимо предоставить покупателям полный и комфортный для выбора ассортимент, включая ингредиенты и дозировки на тот или иной вид кофе. При составлении меню важно уделить внимание и десертам. Круассаны, пончики и медовые булочки будут идеально дополнять напиток.
  • В жару можно рекомендовать посетителям альтернативный вариант: сок, холодный чай, другие освежающие напитки (мохито, фраппе, гляссе). Это потребует установки дополнительного морозильного оборудования, но оно того стоит.

Расчёт окупаемости бизнеса

Кофе – это всегда актуальный и пользующийся спросом продукт. Кофе на колесах как бизнес может давать доход до 300 %. С одной торговой точки можно получать чистую прибыль от 5 тыс. рублей в день. Поэтому важно разработать эффективный бизнес-план кофейни на колёсах.

Давайте остановимся на расчетах. Цена реализации 1 стакана кофе – в среднем 120 рублей. На одну порцию расходуется примерно 8 грамм помолотого сырья при цене от 1000 до 1500 рублей за килограмм. Для наших расчетов принимаем себестоимость стакана кофе 17 рублей, в эту сумму входит вода, молоко, сахар, стаканчик и ложечка. Для организации бизнеса кофе на колесах понадобится площадь 4 – 5 м2, примем для расчета стоимость арендной платы участка для размещения автомобиля 25000 рублей в месяц.

В день можно реализовать от 100 до 300 порций кофе + сопутствующие товары.

Если провести приблизительные расчёты, можно оценить примерную рентабельность. Грамотный бизнес-план для кофе на колёсах позволяет окупить все затраты за год- полтора.

Читать еще:  Креативная реклама кофе

Особое внимание нужно уделить качеству сырья и сервиса ваших клиентов. От их лояльности к вам будет зависеть популярность торговой точки – а, значит, и потенциальная прибыль. Ищите надёжных поставщиков и компетентных работников.

Для собственного бизнеса необходимо разработать качественный логотип или фигурку на крыше фургончика. Это позволит вашему бренду стать более запоминающимся и поможет при открытии дополнительных торговых точек. При успешном старте одного портативного кафетерия, в дальнейшем можно открыть целую сеть.

Бизнес план: мобильная кофейня

По итогам последних 5 лет в РФ наблюдается рост потребления кофе. Объём рынка кофеен в 2018 году увеличился до 128 млрд руб. Показатель на 3% больше, чем в 2017 году. Растёт популярность и мобильных кофеен. Эта ниша не заполнена даже на 50%, что позволяет предпринимателю начать свой бизнес с нуля и быстро выйти на прибыль.

Что представляет собой мобильная кофейня?

Мобильная кофейня — разновидность заведения по продаже кофе. От классической организации формат отличается тем, что торговля ведется с небольших грузовичков, скутеров с кузовом, мотороллеров или велосипедов, оборудованных всем необходимым для варки напитка. Мобильность кофейня позволяет открывать заведение там, где на данный момент наблюдается концентрация потенциальных клиентов. Формат подходит для торговли на мероприятиях и в местах скопления большого количества людей.

Актуальность бизнеса и анализ целевой аудитории

Кофе входит в категорию ежедневно употребляемых продуктов. Кофе дает заряд бодрости на целый день. Напиток привлекает ароматом, свежестью, позволяет согреться в холодную погоду. Целевой аудиторией являются:

  1. Студенты в возрасте 20 — 25 лет. Они посещают мобильную кофейню по пути на учебу или во время бизнес-ланча.
  2. Офисные работники 25 — 35 лет. Приобретают кофе с утра, во время ланча или после работы.
  3. Домохозяйки, прогуливающиеся с детьми или желающие расслабиться и отвлечься от повседневных забот.

Чтобы охватить максимальное количество сегментов, важно поддерживать средний ценовой уровень и регулярно вводить специальные предложения. Сублимированный кофе лучше не использовать. Покупателей привлечет настоящий, сваренный из молотых зерен напиток.

Как открыть мобильную кофейню и что для этого нужно?

Алексей Федосов, основатель сети мобильных кофеен Кофельяно, рассказал, как запускал своё дело. Чтобы создать бизнес на кофе, необходимо:

  1. Проанализировать сферу деятельности, а затем составить бизнес план кофе на колесах, учтя всю полученную информацию.
  2. Оформить бизнес, получить необходимые разрешения.
  3. Купить оборудование. Можно взять переоборудованный подержанный автомобиль или приобрести новый и переделать под себя. В 2019 году есть мастерские, выполняющие переоборудование мобильных кофеен.
  4. Найти место для продажи.
  5. Приобрести расходные материалы. Можно закупать кофе у оптовых поставщиков или в мелких торговых точках.
  6. Нанять персонал. Количество работников зависит от числа машин.

Оформление документов

Бизнес кофе на колесах требует регистрации в органах контроля. На первом этапе нужно получить статус индивидуального предпринимателя. Для этого необходимо обратиться в ФНС. Заполняя регистрационный бланк, укажите код ОКВЭД. Парадоксально, но в 2019 году в законодательстве отсутствует положение, регламентирующее деятельность передвижных кофеен. В качестве кода ОКВЭД обычно указывают 47.9 «Розничная торговля вне магазинов».

Предприниматель обязан выбрать систему налогообложения. Лучшим вариантом будет УСН. Состав пакета обязательных документов зависит от расположения торговой точки. Если деятельность будет вестись на тротуаре, потребуется получить разрешение от районной администрации. Если торговля ведется на обочине автомобильной трассы, нужно обратиться в службу автомобильных дорог. Заполняя заявку, укажите точное расположение фургона. К заявке прикрепите график рабочего дня и копию регистрационного свидетельства.

Затем нужно обратиться в СЭС. Предприниматель обязан представить точный список товаров, которые будут продаваться. Оформите санитарную книжку на каждого сотрудника. Также нужен сертификат на кофе-машину и результаты ТО фургона. Переоборудованный автомобиль не забудьте перерегистрировать в МРЭО.

Оборудование

Изначально владельцу бизнеса стоит приобрести автомобиль. Он может быть новым или б/у. Предприниматель Роман Магденко переоборудовал старый заброшенный американский фургон 1991 года выпуска. Автомобиль представлял собой классический микроавтобус с большим мотором и отличным салоном. За машину пришлось заплатить 250000 руб. Для сравнения, новая машина для продажи кофе стоит 800000 руб.

Для переделки автомобиля потребуются дополнительные вложения. Роман Магденко сделал тепло- и шумоизоляцию, обшил салон пищевой нержавейкой и добавил конструкции под оборудование. Внешне машину также необходимо преобразить — дизайн должен привлекать взгляды.

Из оборудования нужно приобрести кофе-машину, холодильник и электрогенератор для автономной работы. На покупку транспортного средства и оборудования необходимо заложить 2 млн руб.

Сырье

Минимальный необходимый набор расходных материалов для работы автономной кофейни — кофе и молоко. На них уходит около 30% ежемесячной выручки. На старте бизнеса можно покупать необходимое сырье в сети магазинов МЕТРО. В последующем рекомендуется закупать кофе у оптовых поставщиков.

Персонал

На первых порах можно сэкономить на найме сотрудников и начать работать в одиночку. Чтобы выйти на среднюю выручку, необходимо трудиться ежедневно. С расширением бизнеса предстоит нанять дополнительных сотрудников. Алексей Федосов, успевший организовать бизнес в сфере мобильных кофеен, говорит, что при наличии 1 машины лучше работать одному. Когда удастся расшириться и приобрести 2 автомобиля, можно и помощников нанять. Они будут работать посменно.

Важно нанимать сотрудников, у которых есть водительские права. Когда нужно подменить работников, может выйти сам хозяин. Важно обучить персонал. Процесс продажи кофе с машины не отличается сложностью — обучение занимает всего 2 дня. Ещё сутки отводятся на практику. Затем сотрудник может начать полноценно работать.

Как выбрать место?

Размещать мобильную кофейню нужно в местах большого скопления людей. Это:

  • парки;
  • площадки, где проводятся мероприятия;
  • улицы с высокой проходимостью;
  • места рядом с офисами и посещаемыми достопримечательностями.

Предприниматель должен учитывать расположение конкурентов. Если рядом больше 3 мобильных кофеен, это негативно скажется на прибыли. Переманить покупателей у конкурентов помогут низкие цены, разнообразие продуктов и предоставление дополнительных услуг.

Нужна ли реклама?

Доход напрямую зависит от силы бренда, поэтому нужно заняться продвижением бизнеса. Если есть свободные средства, можно обратиться в маркетинговое агентство, где разработают фирменный стиль, логотип компании, сформируют концепцию бизнеса, подскажут успешные методы продвижения. Однако на оплату работы рекламного агентства уйдёт 50-100 тыс. руб.

Продвигать бизнес самому дешевле. За 2-5 месяцев до старта проекта необходимо запустить страницу в социальных сетях, на которой можно собрать пожелания и мнения клиентов о том, какой бы они хотели видеть будущую мобильную кофейню. Общественное мнение может подкинуть массу интересных и оригинальных идей. Например, можно создать тематическую кофейню и ярко разукрасить автомобиль.

Важно продолжать ведение группы в социальных сетях, сообщая клиентам об ассортименте и акциях. Можно давать скидку при покупке 2 порций кофе.

Рентабельность и окупаемость: финансовый план

Себестоимость 1 единицы продукции составляет 12 руб. Средняя цена чашки кофе — 50 руб. Наценка превысит 300%.

На запуск потребуются 2 млн рублей. Ежемесячно предстоит тратить 50-100 тыс. рублей на расходные материалы и продвижение бизнеса. 1 машина за 30 дней может принести порядка 150-200 тыс. руб. В среднем бизнес окупается в течение 1-2 лет. Рентабельность составляет 65%.

Открой мобильную кофейню! Лучшие франшизы России

Идея создания кофеен на колесах пришла в Россию из Америки. Первой сетью таких мобильных заведений общественного питания стала «Улица кондитеров». После её появления автокофейни получили широкое распространение в различных городах страны.

Популярность бизнеса на колесах связана с небольшими капиталовложениями, необходимыми для его организации. Высокая рентабельностью заведений позволяет окупать инвестиционные проекты в очень короткие сроки.

Преимущества и недостатки

Безусловным преимуществом автокофеен является простота организации бизнеса и его мобильность. Для запуска точки общественного питания не нужно выкупать дорогостоящую недвижимость или нести тяжелое бремя арендных платежей за неё.

Подобрать подходящее помещение по доступной цене в большом городе крайне сложно. Оно должно иметь водоснабжение, отопление и канализацию. Автокофейни имеют автономное обеспечение.

Читать еще:  Кофе за батарейки

Кафе на колесах не привязана к месту. Если у заведения будет плохая проходимость, оно может сменить место своего расположения не только в пределах одного города, но и переехав в другой регион страны. Для начала работы необходимо пройти минимум согласований. Полноценная работа заведения обеспечивается двумя работниками, которых не составляет особого труда подготовить в очень короткие сроки.

Торговый оборот при недорогих ценах значительно превышает выручку стационарных кофеен. Это позволяет в очень короткие сроки отбивать вложенные в развитие бизнеса деньги. Подобных заведений в России еще крайне недостаточно. Поэтому есть куда расти и где развиваться. Бизнес не подвержен сезонным колебаниям.

Средние статистические показатели бизнеса

Основные затраты при открытии автокофеен приходятся на приобретение автофургона, на базе которого оснащается кофейня. Такая покупка обходится инвесторам в пределах 2 миллионов рублей.

Компании, продающие кофейни на колесах франшизы, зарабатывают на продаже оснащенных автокофеен и расходных материалах, предназначенных для их работы. Поэтому, пошаульный взнос в большинстве случаев не взимается так же, как и рекламный сбор. Роялти могут составлять от 1 до 6% от месячного оборота.

Окупаемость проектов зависит от потока покупателей. Средний показатель 6 месяцев. Размер ежемесячной прибыли находится в пределах 200-250 тысяч рублей.

Работать кофейня на колесах может быть организована на улицах любых городов России с численностью населения от 50 тысяч человек. Для работы необходимо напряжение автономной электрической сети 220 Вт, которое обеспечивается генератором мощностью в 5 кВт.

Организация работы автокофейни не занимает много времени и не нуждается в рекламе. Обязательным является регистрация автофургона в ГБДД.

Карточки франшиз

Улица кондитеров

Первая сеть уличных автокофеен в России. Базируется на шасси автомобиля Фиат Дукато. В ассортименте заведение вместе с кофе десерты и закуски. Средний чек кофейни составляет 250 рублей. Средняя проходимость 150 человек за сутки.

Мобильность, отсутствие арендной платы и большая проходимость позволяют проекту окупать свои затраты в течении очень короткого срока. Устанавливается в местах большого скопления населения.

Начало работы компании — 2012 год.
Появление франшизы на рынке — 2013 год.
Компания владеет 3 собственными предприятиями, 50 работают по франшизе.
Паушалный взнос — не предусмотрен.
Рекламный сбор — не предусмотрен.
Роялти — не предусмотрен.
Необходимые инвестиции — от 1490 тысяч рублей.
Окупаемость — от 6 месяцев.
Прибыль — от 340 тысяч рублей в месяц.
Необходимая площадь — до 10 кв. метров.
Регионы работы: Россия, Украина, Казахстан, Беларусь, Молдова
Презентация: скачать
Телефон: +7 (495) 215-20-56

Кофейный бархат

Компактная мини-кофейня на колесах. Работает вблизи с ТРЦ и в других местах с большой проходимостью народа.

Начало работы — 2009 год.
Появление мобильной кофейни франшизы на рынке — 2009 год.
Информация о собственных предприятиях и торгующих по франшизе отсутствует.
Паушалный взнос — 3600 долларов.
Рекламный сбор — не предусмотрен.
Роялти — не предусмотрен.
Необходимые инвестиции — от 100 долларов.
Окупаемость — от 4 месяцев.
Прибыль — от 50 тысяч рублей в месяц.
Необходимая площадь — до 2 кв. метров.
Регионы работы: Россия, Украина.
Адрес офиса: Киев, ул Пражская 10.

GO! Кофе

Очень активно и динамично развивающаяся сеть кофеен на колесах. Мини-кафе успешно торгуют на улицах мегаполисов. Средний чек — 105 рублей, проходимость до 500 человек в день.

Начало работы — 2013 год.
Появление Кофе на колесах франшизы на рынке — 2013 год.
Собственных точек в России — 7, работающих по франшизе — более 100.
Паушалный взнос — 140 тысяч рублей.
Рекламный сбор — не предусмотрен.
Роялти — 2200 рублей в месяц.
Необходимые инвестиции — от 50 тысяч рублей.
Окупаемость — от 2 месяцев.
Прибыль — от 80 тысяч рублей в месяц.
Необходимая площадь — до 2 кв. метров.
Регионы работы: Россия, Украина, Беларусь, Молдова.Казахстан.
Сайт: http://gogocoffee.ru

Кофе с колес: сколько приносит мобильная кофейня в Москве

Старый добрый фургон

Идея создать фудтрак с кофе пришла к Роману Магденко, когда он гулял с друзьями в парке. «Сначала мы обратили внимание на торговлю мороженым, но потом я понял, что теплый сезон у нас не такой уж длинный, а кофе люди пьют всегда», — рассказывает Магденко. Идею поддержали коллеги Иван Коваль и Никита Суворов, и осенью 2014 года они втроем зарегистрировали ООО «Мор-Фе».

Через сайт по продаже б/у-автомобилей начинающие бизнесмены нашли в Подмосковье заброшенный фургон GMC 1991 года выпуска и выкупили его за 250 тыс. руб. «Это классический американский микроавтобус с большим мотором, с отличным салоном. Старый добрый фургон из металла, он нам показался очень харизматичным, правильным», — вспоминает Магденко.

Чтобы переделать фургон в кофейню, потребовались серьезные вложения, но отступать было некуда. «Машина была изрядно подгнившей. Мы узнали об этом, только уже когда сняли все до металла», — вспоминает Магденко. В фургоне пришлось переварить и заменить металл, сделать тепло- и шумоизоляцию, обшить салон пищевой нержавейкой и вмонтировать конструкции под оборудование — кофемашину, холодильник, электрогенератор для автономной работы. «Делали все сами — после работы в гараж, из гаража на работу», — вспоминает Магденко. Внешне автомобиль тоже преобразился — знакомый художник разработал дизайн и покрасил машину в жизнерадостные цвета, изобразив на ней кофейные зерна.

С учетом отделки и закупки оборудования на фургон у предпринимателей ушло порядка 2 млн руб. Эти деньги Магденко и его партнеры взяли в кредит как физические лица в нескольких банках. Сейчас удалось погасить около половины долга — ежемесячные выплаты составляют около 50 тыс. руб.

Кофейня на колесах в цифрах

2 млн руб. — стартовые инвестиции

Около 20% от цены — себестоимость порции кофе

1,1 млн руб. выручки заработала компания с начала 2016 года

700 тыс. руб. составила выручка в 2015 году

200 руб. — средняя цена кофе в фургоне, 330 руб. — средний чек

Около 170 фудтраков работает в России

Источник: данные компании, worldfoodtruckfestival.com

Кофе выходного дня

Изначально основатели планировали запустить бизнес, посмотреть, как он будет работать, а когда доходы вырастут, бросить офисную работу и уйти на вольные хлеба. «Но практика показала, что не все так радужно», — сетует Роман. Он до сих пор совмещает бизнес и работу менеджера в одной из крупнейших российских страховых компаний (он попросил не раскрывать ее название).

Хотя формально мобильная торговля не запрещена законодательством, в Москве, как и во многих других регионах, она приравнивается к нестационарной торговле, а это приводит к сложностям. В частности, торговый объект нужно включить в схему размещения нестационарных торговых объектов, принять участие в торгах, заключить договор аренды земельного участка и пр. По сути, процедура ничем не отличается от согласования киоска, хотя главное достоинство фудтрака в том, что в любой момент его можно увезти.

По словам Магденко, они с коллегами знали об этом, когда запускали проект, но надеялись договориться с владельцами бизнес-центров о работе в будни. «По факту получилось, что бизнес-центры предпочитают ставить стационарные точки», — говорит он. Выход нашелся: предприниматели стали работать на корпоративных и городских мероприятиях. Именно так действуют почти все московские игроки этого рынка, рассказала РБК организатор фестиваля фудтраков Анастасия Колесникова: «Закона о мобильной торговле нет, поэтому выехать в будни никто не может, все в основном работают либо на мероприятиях, либо на частных территориях».

Поняв, что по будням торговать не получится, основатели «Мор-Фе» начали искать, кому нужен фургончик с кофе на выездных мероприятиях. «Изначально мы искали клиентов самостоятельно: раскидывали коммерческие предложения, смотрели рекламу, связывались с организаторами. За прошлый год сформировалась уже клиентская база, и клиенты теперь сами нас приглашают», — говорит Магденко. Дебютировал фургон «Мор-Фе» на Масленице в комплексе «Этномир» в Калужской области в феврале 2015 года, а за полтора года кофейный фургон успел поучаствовать в десятках фестивалей — в их числе «Доброфест», «Дикая мята», «АрхСтояние», Bosco Fresh Fest, поработали на различных мероприятиях в парках города (ВДНХ, «Красная Пресня», сад «Эрмитаж», «Коломенское», «Царицыно»), на Дне города в Ярославле. Фургон стал постоянным участником фудкорта гоночной трассы Moscow Raceway.

Читать еще:  Кофе с живой музыкой

Секретный ингредиент

Подходящий кофе Роман искал долго — покупать у московских обжарщиков выходило дорого, у региональных не хватало объемов или подводила логистика. В итоге остановились на небольшой ижевской компании Tasty Coffee, у которой «Мор-Фе» закупает от 15 до 30 кг кофе раз в месяц — для работы на выездных мероприятиях этого вполне хватает. Магденко гордится тем, что кофе поступает уже на пятый день после обжарки и хранится не более месяца. «Мне всегда хотелось варить правильный кофе, настоящий, из правильных продуктов», — говорит он.

Еще дольше владельцы фургона искали подходящую воду. «Я вычитал, как один итальянец подходил к варке кофе с научной точки зрения и нашел идеально правильную воду для варки эспрессо — в ней не было никаких оттенков, вода была определенной мягкости, не было минерализации. Мы замучили всех производителей, мол, вышлите нам физико-химический состав вашей воды», — вспоминает Магденко. Подходящую марку воды нашли после трех месяцев отбора, но называть ее предприниматель отказался, чтобы не увели конкуренты.

Чтобы сэкономить на зарплате бариста, Магденко научился варить кофе сам. Он получил сертификат бариста в Барменской ассоциации России и начал тренироваться на собственном оборудовании. Со временем бариста все-таки наняли — сейчас его зарплата варьируется от 2 тыс. в день в будни до 2,5 тыс. руб. в выходные, а если торговля идет активно, бариста может получить до 15% от дневной выручки.

Склад для кофе организовали в гараже, который арендовали для фургона за 15 тыс. руб. в месяц. Гораздо дороже обходится аренда места для фургона на мероприятиях — от 10 тыс. до 150 тыс. руб. за день работы. Верхняя цифра зачастую превышает дневную выручку, при этом затраты на аренду не должны превышать 25% выручки, иначе они съедают всю прибыль. Мероприятия, куда фудтраки приглашают бесплатно, по словам Магденко, бывают два-три раза в год.

В среднем за мероприятие фургон продает порядка 200 порций кофе и получает 50–60 тыс. руб. выручки. Спрос зависит от погоды, месторасположения фургона и платежеспособности посетителей. «Иногда вроде бы стоим с коллегами на одной площадке, к одному клиенты подходят, к другому — нет. Разница 10 м, а трафик уже не тот: люди ленивые, увидели первую попавшуюся кофейню и подошли», — объясняет Роман . Средняя рентабельность фургона-кофейни, по его словам, сейчас составляет около 13%, хотя на отдельных мероприятиях она может доходить и до 40%. Например, на фестивале Bosco Fresh Fest за два дня мобильная кофейня заработала 78 тыс. руб. чистой прибыли.

Себестоимость порции кофе, по словам Романа Магденко, составляет 20% от его конечной цены для покупателя, включая воду, стаканчик, крышку, салфетку, порцию сахара, палочку для размешивания, словом, все, что прилагается к напитку. В «Мор-Фе» кофе в среднем продается по 200 руб. «Товар высокомаржинальный, но нельзя забывать о накладных расходах: амортизация оборудования, расходы на бензин, чтобы доехать до мероприятия, аренда, зарплата бариста. С начала года мы уже потратили на аренду 39% от выручки», — говорит он. Можно, конечно, снизить затраты на кофе и воду, но Магденко боится, что упадет качество продукта.

У фудтраков, которые продают еду, рентабельность может доходить и до 50–60%, а выручка — до 500 тыс. руб. за один выезд при наличии большого потока покупателей и умения быстро обрабатывать заказы, рассказал РБК основатель сети лапшичных «Воккер» Алексей Гисак. Два года назад, специально чтобы облегчить логистику на мероприятиях, сеть «Воккер» обзавелась двумя фудтраками, в каждый из которых вложила по 2,5 млн руб. Однако в последнее время толку от работы на выезде все меньше, говорит Гисак: «Сейчас организаторы берут немалые деньги за мероприятие, но пытаются загнать туда по 50 фудтраков. В результате все по чуть-чуть зарабатывают. Когда мы начинали, никогда не было ни на одном мероприятии такого количества разной еды».

Однако Роман Магденко принципиально не хочет продавать в своем фургоне еду. «В принципе можно ту же самую лапшу делать, для этого много места не нужно, и есть где разместить оборудование. Но ведь здесь пахнет кофе. А если ты покупаешь кофе, а изнутри еще запах лапши с какими-нибудь ингредиентами — уже не то», — объясняет он.

Впрочем, десерты к кофе в «Мор-Фе» все-таки планируют добавить: летом вместе с кофе продают мороженое компании «Джи эф ай рус», а зимой — кондитерские изделия от небольшого подмосковного производителя Rivolna. «Сейчас лето, не сезон на пирожные, но осенью мы обязательно возобновим с ними работу», — говорит Магденко.

Фудтрак в законе

По оценке Анастасии Колесниковой, сейчас в России насчитывается от 150 до 170 фудтраков, около 100 из которых работает в Москве. Однако число фургонов с едой и напитками может вырасти до 50 тыс. по стране, если Госдума примет разработанные Минпромторгом поправки к закону о торговле, рассказал РБК президент Коалиции киоскеров России Владлен Максимов. «У нас же запредельная стоимость площадей в аренду, а тут площадь не нужна, нужна просто возможность встать», — говорит Максимов. Весной законопроект о нестационарной и мобильной торговле прошел общественное обсуждение и был согласован с московским правительством, осенью его планируют внести на рассмотрение в Госдуму нового созыва, сообщил Максимов.

Несмотря на фактический запрет на мобильную торговлю, в фудтраки уже начали вкладываться крупные игроки ресторанного бизнеса. Например, осенью прошлого года сеть ресторанов Ginza Project вложила $20 млн в проект GinzaTruck, и сейчас 15 фургонов с едой от Ginza участвуют в городских мероприятиях (всего таких фургонов заказали 80), рассказал РБК генеральный директор Ginza Project Алексей Волков. По словам Волкова, Ginza Project рассчитывает на отмену запрета и быстрый рост сегмента торговли уличной едой. «Этот сегмент удобный, мобильный, работает и в Америке, и в Европе отлично. Это комфортно и для города — например, приехало 20–30 фудтраков, обслужило городское мероприятие и уехало. Не надо ничего строить», — говорит Волков. Подобный проект, но меньшего масштаба, запускала также «Чайхона №1».

Даже если закон примут, условия работы фудтраков пока неизвестны, говорит Анастасия Колесникова. «Предполагаю, что Ginza и несколько крупных игроков будут лоббировать свои интересы. Возможно, места для мобильной торговли будут приняты под какой-то один тип машин или под одну компанию. В принципе, властям удобнее разыграть по тендеру разрешение на одну компанию, ее легче контролировать, чем 100 разных предпринимателей», — опасается Колесникова.

Пока нет закона, позволяющего свободно вести торговлю, фудтраки не могут быть самостоятельным бизнесом, считает основатель «Воккера» Алексей Гисак. По его словам, при режиме работы «по выходным» инвестиции в фудтрак невозможно отбить за один сезон в отличие от обычного павильона с едой. «Фудтрак требует около 1,5–2 млн руб., так как надо купить нормальную машину, переоборудовать ее, отделать. Чтобы отбить 2 млн при рентабельности 25%, вам надо зарабатывать 200 тыс. руб. в день. В Москве по пальцам можно пересчитать мероприятия, где выручка превышает 100–150 тыс. руб. в день», — говорит Гисак. И действительно — вложенные в фудтрак инвестиции Роман Магденко рассчитывает отбить только в этом году. Зато если закон будет принят, он планирует запустить в Москве еще пару кофейных фургонов — технология уже обкатана.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector