Dailychef.ru

Еда и Кафе: справочная информация
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение официантов скачать бесплатно

5 упражнений для обучения официантов правилам сервиса

Елена Победоносцева продолжает делиться секретами воспитания идеальных официантов

Товарищ по HR-компании UnoDosTres

Как помочь официанту выучить меню?

Как сделать так, чтобы персонал хотел работать лучше и приносить вам больше прибыли?

Система закупки еды и напитков

осознание персоналом важности хорошего обслуживания;

достижение понимания, какие гости ходят в ваше заведение и чего ждет ваш ключевой гость;

запоминание последовательности обслуживания, принятой в вашем заведении.

1 ПРОШЛОЕ–НАСТОЯЩЕЕ–БУДУЩЕЕ

Продолжительность: 30 минут

Цель: дать возможность «окунуться» в тему сервиса и обслуживания, диагностика установок по отношению к предлагаемому вопросу (сервису, работе в сфере обслуживания), мотивация на работу со своими убеждениями относительно сферы обслуживания.

После приветствия и обсуждения темы занятия попросите участников объединиться в группы по три человека и дайте им задание вспомнить и записать (из своего жизненного опыта) примеры ситуаций из сферы обслуживания (необязательно общепит):

После того как группы подготовят несколько историй, попросите их поделиться каждым вариантом. Спросите, как действовали те, кто вас обслуживал. Как это влияло на эффективность их работы.

Анализируя истории, обратите внимание участников на следующее:

Плохой сервис — чаще всего «неоправданные ожидания»: ожидал, что будет какая-то услуга, а ее нет.

Нормальный сервис — просто «оправданные ожидания», но воспринимается часто как «ничего выдающегося, скорее средне», мы готовы не обращать на это внимание.

Отличный сервис — часто это даже не «сверх наших ожиданий», а просто человеческое отношение. Это то, что запоминается надолго. И это то, к чему стоит стремиться.

Делая выводы, спросите у участников, что в связи с новыми знаниями им самим хотелось бы делать в будущем по-другому.

2 ВСПОМИНАЕМ И ЗАПИСЫВАЕМ СТАНДАРТЫ


Продолжительность:
5 минут

Цель: формирование правильного понимания состава и последовательности шагов сервиса.

Необходимые материалы: лист А3, маркер.

Попросите группу вспомнить, какая последовательность обслуживания есть в вашем ресторане. Запишите все сказанное на лист и предложите расположить шаги обслуживания в правильном порядке.

Здесь очень важны дискуссия, обсуждения и даже споры ваших участников — это способствует проработке темы и запоминанию материала. Оставьте правильный вариант стандартов обслуживания на видном месте на время занятия.

3 Я — СТАЖЕР


Продолжительность
: 30 минут


Цель:
знакомство со стандартами сервиса, разбор и проработка каждого блока стандартов.

Объедините участников в две группы (в каждой группу должен попасть один новичок).

Задача каждой группы — подготовить новичка по правилам сервиса. Когда группы будут готовы, им нужно будет проиграть сценку с правильным обслуживанием стажера по стандартам сервиса: в этой сценке участвуют стажер (с помощью своих наставников) и гость.

Анализируя это упражнение, попросите новичка самому дать обратную связь по результатам выступления; группа должна ему помочь.

Делая выводы из упражнения, подчеркните, что без знания последовательности обслуживания невозможно дать гостю хороший сервис.

4 КОНФЕРЕНЦИЯ


Продолжительность:
25 минут

Цель: осознание проявления «отрицательного», «нейтрального» и «положительного» отношения.

Для упражнения нужно выбрать трех добровольцев, тщательно проинструктировать их и оставшуюся группу. Инструктаж добровольцев и группы необходимо проводить отдельно (добровольцев лучше попросить выйти на время за дверь), чтобы участники знали цели только своей команды.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ГРУППЫ

Разделитесь на три компании. Представьте себе, что вы на конференции, сейчас перерыв, и вы стоите в своих компаниях и разговариваете на какую-нибудь общую тему. Условимся, что три человека за дверью — ваши знакомые, они вышли в буфет.

Сейчас они одновременно зайдут сюда, подойдут к вам (по одному к группе), и у них будут 3 минуты на попытку вступить в контакт с вашей компанией. Потом они по команде ведущего перейдут в другую группу по часовой стрелке, и к вам подойдет другой участник. Таким образом за время упражнения каждая компания поработает с каждым добровольцем.

У вас строгое задание: не принимать первого подошедшего в общую беседу (вы относитесь к нему отрицательно), ко второму отнестись нейтрально, к третьему — положительно (это ваш друг, и вы рады его видеть).

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ДОБРОВОЛЬЦЕВ

Представьте себе, что вы на конференции, сейчас перерыв, вы вышли в буфет и вернетесь в холл, где стоят ваши знакомые. Ваша задача: выбрать группу (каждому одну) и интенсивно вступить в контакт; у вас будет на это 3 минуты. Когда я подам знак, вы переходите по часовой стрелке в другую группу и т.д. Таким образом за время упражнения каждый участник поработает с каждой группой.

ХОД ИГРЫ

Три добровольца выходят за дверь.

Остальные делятся на три группы.

Входят все добровольцы одновременно.

Подходят к группам, пытаясь вступить в контакт.

По сигналу добровольцы переходят по часовой стрелке к другой группе.

После упражнения необходимо провести анализ. Спросите у добровольцев: сложно было определить, принимают вас или нет? Как определили отношение к себе? Что бросалось в глаза, когда вас принимали?

Спросите у группы, как они понимают, что такое «отрицательное», «положительное», «нейтральное» отношение.

Кстати, упражнение достаточно эмоциональное, даже фрустрирующее, поэтому после него надо обязательно снять эмоциональный срез у добровольцев, спросив, как они себя чувствуют, какие эмоции испытывают в связи с упражнением.

Выводы из упражнения для участников должны быть такими:

Когда с вами не хотят общаться, это сразу заметно и неприятно.

Нейтрального отношения не бывает.

Если вас принимают, это сразу видно и вступить в контакт легко, так как вам улыбаются!

5 ОТЛИЧИЯ УСПЕШНОГО ОФИЦИАНТА ОТ НЕУСПЕШНОГО ОФИЦИАНТА


Продолжительность:
30 минут

Необходимые материалы: флипчарт, маркеры.

Цель: включение участников в групповую работу, запуск рефлексии, развитие навыков командного взаимодействия, осознание своих сильных и слабых сторон.

Объедините участников в три малые группы. Каждой из групп дайте задание обсудить и представить результаты обсуждения с помощью наглядных средств (лист флипчарта) следующие вопросы:

1-я группа. Какие действия отличают неуспешного официанта?

2-я группа. Какие действия отличают успешного официанта?

3-я группа. Что нужно делать, чтобы стать успешным официантом?

По итогам работы группы представляют результаты обсуждения всем участникам.

Анализируя упражнение, спросите у участников: какие еще действия можно отнести к успешным/неуспешным? Каким образом названные действия способствуют успешности/неуспешности?

Читать еще:  Должностная инструкция официанта в санатории

Важно осознание «правильных» и «неправильных» действий в работе официанта, понимание того, что необходимо делать для собственного успеха (самосовершенствоваться, много и качественно работать). Упражнение проходит на высоком эмоциональном уровне, важно поддержать настрой участников.

Только работая по стандартам, заведение может гарантировать гостю качественное и эффективное обслуживание. И только научившись работать по стандартам, официант может научиться «красиво» продавать, повышая средний чек и радуя результатами ресторатора. Но об этом в следующих статьях.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ОФИЦИАНТ

Памятка ресторатору

Знать меню (названия блюд, состав, вкус, сочетаемость).

Знать стандарты обслуживания и действовать в соответствии с ними.

Уметь предложить гостю блюдо и знать, как увеличить средний чек.

Быть внимательным к гостю и демонстрировать радость от общения.

Уметь эффективно действовать в трудной или конфликтной ситуации.

Чувствовать себя командным игроком, понимать и разделять общие ценности команды.

Руководство для официантов (инструкция и обучение)

Большинство фешенебельных ресторанов и закусочных нанимают штат официантов для обслуживания своих постоянных клиентов. Официанты – это существенный элемент Вашей концепции; они несут позитивное отношение и уважение, которые создадут для посетителей незабываемые впечатления. В то время как менеджер надеется нанять высококлассных официантов, официанты нуждаются в серьёзной подготовке и постоянной поддержке.

p, blockquote 1,0,1,0,0 —>

Начальное обучение

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Подтолкните своих новых сотрудников в правильном направлении с помощью организованного подхода к обучению персонала. Программа обучения должна заменить Вашим новым сотрудникам годы опыта. Им потребуется ориентационная информация относительно того, как Ваш ресторан работает, каков Ваш стиль руководства и каков уровень сервиса, который ожидаете Вы и Ваши клиенты. Чтобы найти подход к каждому новому сотруднику, сосредоточьтесь на следующих вопросах:

p, blockquote 3,1,0,0,0 —>

    Концепция ресторана

Расскажите своим сотрудникам об истории ресторана и другие интересные факты о нём. Зачастую название ресторана, имя основателя и владельца или структура имеет особое значение и интерес, который привлекает клиентов и заставляет их чувствовать себя частью самой концепции.

Планировка ресторана

Официанты проводят целую смену на ногах, снуя между кухней и обеденным залом. Соответствующий инструктаж о планировке ресторана, включая уборные, аварийные выходы, кладовые, кухонное пространство и обеденный зал необходим для того, чтобы у официантов была высокая скорость и чтобы они свободно ориентировались в ресторане.

Знание меню

Менеджеры часто предоставляют новым официантам возможность попробовать определенные блюда из меню перед тем, как подавать их. Для того чтобы продать блюда, официантам необходимо попробовать как можно больше, чтобы они могли предложить лучшее или описать вкус фирменного блюда. К тому же, посетители часто хотят получить информацию о питательной ценности блюд, или о том, как они были приготовлены.

Этикет

Соответствующий этикет обслуживания очень важен для получения незабываемых впечатлений от обеда. Перед тем, как начать рабочую смену, официанты должны быть адекватно подготовлены к обслуживанию клиентов. Предоставьте возможность отработать соответствующие приёмы сервиса и этикета с помощью ролевых упражнений или ставя новых работников в пару с более опытными.

Сделайте акцент на желаемых качествах сотрудника ресторана

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

    Копирование

Многие владельцы и менеджеры требуют, чтобы все новые сотрудники в течение одной или нескольких полных смен наблюдали за работой других официантов. Это позволяет более опытным официантам продемонстрировать новым сотрудникам этикет, знание меню и образец ответственного поведения, облегчая тем самым их вхождение в новую роль.

Выработка правильных форм поведения

На протяжении всего начального периода обучения выработка правильных форм поведения является критически важной. Одна из таких привычек – запись заказов. Она показывает стремление к точности и желание избежать неловких моментов. Также внимания заслуживают такие формы поведения, как:

• Выполнение гигиенических требований на протяжении смены.
• Помощь товарищам по работе.
• Решение личных проблем в нерабочее время.

Дальнейшее обучение

p, blockquote 5,0,0,1,0 —>

Возможно, Вашим опытным официантам не потребуются интенсивные сессии обучения, но непрерывное обучение может улучшить их навыки и затрагивать любые актуальные проблемы.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

    Улучшение навыков реализации

По мере того, как официанты лучше узнают ресторан и его меню, у них появляется возможность предлагать лучшие закуски, самые рентабельные основные блюда и самые привлекательные десерты, чтобы повысить продажи. Помочь сотрудникам в этом направление могут следующие действия:

• Ознакомление с меню.
• Выяснение того, какие из блюд меню являются наиболее рентабельными.
• Получение информации о специальных предложениях дня.
• Выбор лучших блюд меню.
• Предложение сочетаний блюд и вин.
• Апселлинг.

Игнорирование против назойливости

Обслуживая столик, важно найти баланс между игнорированием клиентов и чрезмерным вниманием к ним. Необходимо научить официанта определять, сколько внимания нужно конкретному столику по поведению клиентов. Посетители, постоянно оглядывающиеся по сторонам и осматривающие ресторан, скорее всего, ищут своего отсутствующего официанта. А посетители, не замечающие официанта и продолжающие разговор в его присутствии, требуют меньше внимания.

Улучшение навыков выполнения нескольких задач

Официантам постоянно нужно думать о требованиях своих столиков. Им нужно постоянно осведомляться, не нужны ли столикам ещё блюда или напитки, чистые тарелки, или посетителям уже необходимо подать счёт. К тому же, официанты должны знать о состоянии дел своих товарищей, помогая им в случае необходимости.

p, blockquote 7,0,0,0,1 —>

Обучение официантов скачать бесплатно

Нужно ли обучать официантов? С одной стороны, стать официантом можно без специального образование, и даже без опыта работы. При этом именно официант представляет заведение и от его работы зависит впечатление гостя от ресторана. Давайте разберем, какими навыками должен обладать официант, чтобы работать успешно, и каким образом нужно проводить обучение.

Чему нужно обучить официанта:

1. Знание меню

Первое, что обязан официант – это идеально знать меню. Официант должен знать перечень всех блюд, их состав, содержание аллергенов в блюдах, способ подачи и время приготовление.

Изначально официант учит меню до выхода в зал, во время стажировки. С постоянными сотрудниками администратор на постоянной основе повторяет меню, актуализируя знания официантов. Кухня регулярно проводит дегустации новых блюд и рассказывает об особенностях приготовления.

Читать еще:  10 шагов сервиса официанта
2. Умение вкусно описать блюда

Это отдельный навык, которому нужно обучать официанта. Он должен не только знать состав, но и уметь рассказать о блюде апппетитно, так, чтобы гость его захотел заказать. Уверенное владение речью формируется на тренинге, когда официант отрабатывает навыки и приемы описания блюд. А уже после тренинга можно поддержать навыки периодическими мини-занятиями.

3. Навыки продаж

Официант должен уметь предлагать нужные блюда и увеличивать средний чек гостя. Для этого он должен знать возможные сочетания блюд и напитков, а также уметь сделать предложение, которое привлечет внимание гостя, но не будет навязчивым. Также официанты должны уметь продавать дорогие блюда, уметь достойно описать их, и не бояться цены.

4. Знание стандартов сервиса

Отдельный пункт в обучении официантов – это стандарты работы с гостем: как правильно подать блюда, как правильно принять заказ, как правильно прощаться с гостем. Этот регламент должен быть прописан в ресторане, с учетом особенностей заведения и пожеланий гостей.

5. Умение работать с жалобами

Одна из сложных тем в обучении официантов – это навыки работы с жалобами. Это эмоционально тяжелый процесс, однако официант должен знать, как реагировать на недовольства гостя и уметь с ним совладать. Необходимо отработать все возможные жалобы гостя и обучить официантов правильному алгоритму действий в той или иной ситуации.

В целом, обучение официантов – это системный процесс, который включает в себя такие формы работы, как тренинг, полевая работа в зале, периодические аттестации и проверки знаний и навыков.

Полезно

Если вам необходимо обучить официантов ресторана навыкам сервисной работы с гостями и техникам продаж, обратите внимание на наш тренинг для официантов:

Тренинг “Стандарты гостеприимства” – это тренинг по сервису и продажам для официантов, который обучает навыкам доброжелательной и уверенной работы с гостями. Тренинг позволяет освоить навыки работы в двух основных направлениях: навыки точного и профессионального обслуживания гостя, а также навыки этичных и уверенных продаж, которые позволяют увеличить средний чек клиента. Мы разбираем техники допродажи, техники продающего описания блюд, способы расширения заказа гостя и увеличения среднего чека.

Тренинг на 80% состоит из практики и упражнений, в том числе и упражнений с использованием видео, которые позволят официантам увидеть себя со стороны и наиболее эффективно отработать навыки работы с гостем. Также на тренинге мы прорабатываем самые частые ошибки официантов, их сомнения и страхи, иррациональные убеждения.

По итогу тренинга каждый сотрудник получает именной сертификат о повышении квалификации. При этом руководитель получает обратную связь по каждому участнику, рекомендации и план развития его навыков.

Программа элективного курса «Школа молодого официанта»

Разделы: Технология

Пояснительная записка

Профессия официанта, бармена, стюарда – это искусство, которое помогает сделать прием пищи эстетическим действом. Ведь человеку свойственно не просто насыщаться, а получать удовольствие от внешнего вида блюд, их аромата, оформления. Сама атмосфера трапезы не только способствует пищеварению, но и дает возможность расслабиться, отдохнуть, отвлечься от текущих проблем.

Вечер, проведенный в ресторане, кафе или пиццерии, может стать запоминающимся событием, а может привести к тому, что человек больше никогда не переступит порога этого заведения.

Тот, кто является связующим звеном между поваром и клиентом,– это лицо, визитная карточка предприятия, фирмы. Согласно данным кадровых агентств, потребность в квалифицированных специалистах в ресторанном бизнесе настолько возросла, что многие крупные фирмы организовывают собственные структуры по обучению персонала.

Обслуживание на уровне лучших мировых образцов – цель многих курсов обучения мастерству официанта, бармена.

В условиях современного рынка культура обслуживания и профессионализм тех, кого видит клиент в баре, ресторане, кафе, закусочной, в значительной мере влияет на прибыль заведения, его популярность и количество клиентов.

В ресторанном бизнесе всегда занято множество временных работников. Это студенты и учащиеся. Для них работа официанта или бармена – идеальный приработок, который позволяет учиться и работать. Например, в сети ресторанов «Макдональдс» более половины работников – именно старшеклассники и студенты. Это представляет определенную проблему для владельцев предприятий питания: как при таком составе работников обеспечить надлежащий уровень обслуживания в условиях жесткой конкуренции?

Некоторые российские предприятия общественного питания вполне соответствуют лучшим западным образцам по качеству блюд и качеству обслуживания, но сервис, культура обслуживания, отношения с клиентом заслуживают большего внимания, чем им уделяется в настоящее время. Несмотря на большое количество курсов и вводимую систему добровольной сертификации, проблемы остаются именно из-за того, что многие работники не имеют образования и не склонны его получать, поскольку считают свою работу временной. Но и персонал, и владельцы заинтересованы в качественном обслуживании и получении прибыли.

Данная программа спецкурса по выбору для предпрофильной подготовки в 9 классе.

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа.

По окончании курса у учащихся должно сложиться целостное представление о ресторанном бизнесе, предприятиях сферы питания, профессии официанта, правилах этикета.

Основные цели курса:

  • введение элементов профильной образовательной деятельности: практическое применение знаний и компетенций в области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве.
  • знакомство с профессией официанта;
  • выявить склонности и способности к этой профессии;
  • сформировать осознанный подход к выбору профессии;
  • способствовать развитию коммуникативных качеств личности;
  • ознакомить с видами столовой посуды и столовыми приборами.
  • сформировать знания и умения по сервировки стола и правилам подачи блюд;
  • воспитать уважение к труду.

Задачи курса:

  • изучение и понимание значимости развития сферы общественного питания;
  • знакомство с культурой и кухней разных народов;
  • установление взаимосвязи: работник учреждения питания – клиент;
  • знакомство со спецлитературой;
  • развитие нравственных качеств личности.

Методы обучения: иллюстративный, деловая игра, проектная деятельность.

Формы проведения занятия:

  • лабораторно-практические работы;
  • семинарские занятия с элементами лекций;
  • собеседования;
  • учебная экскурсия.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

  • Учащийся должен знать:
    • требования, предъявляемые к официанту,
    • типы и классы предприятий услуг питания,
    • классификацию блюд,
    • виды столовой посуды и столовых приборов,
    • правила подачи блюд.
  • Учащийся должен уметь:
    • подготовить посуду, приборы для сервировки стола,
    • сервировать стол к завтраку, обеду, ужину,
    • оформлять праздничный стол.

Основные способы (критерии) оценивания результативности учащихся

  • психолого-педагогический анализ наблюдений деятельности учащихся;
  • рейтинговые оценки;
  • выполнение заданий;
  • защита проектов.
Читать еще:  Должностная инструкция официанта ресторана образец

Литература:

1. Г.П. Станкович, К.Г. Дунцова. Справочник молодого официанта. Москва «Высшая школа», 1989.
2. В. Барановский. Профессия – официант-бармен. Интерпресссервис.
3. Х.Ридель. Бары и рестораны. Техники обслуживания. – Ростов н/Д: Феникс,2002
4. А.Л.Подгайская. Азбука хорошего тона. – Минск,Выш.шк., 1994.
5. Б.А. Крымская, В.В. Балашов Справочник официанта. – М.: Экономика, 1986. – 192с.
6. Обслуживание на предприятиях общественного питания: Учебное пособие для колледжей, профессионально-технических училищ/ Авт.-сост. Л.А. Радченко (Сер. «Учебники XXI века). – Ростов н/Д: Феникс, 2001. 384 с.
7. Искусство сервировки/ перевод с немецкого. – М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА». 2003. –152 с.

Разработка урока «Деловая игра на тему «Ах эта свадьба, свадьба…» в рамках элективного курса «Школа молодого официанта»

Цели:

  • Приобрести реальный опыт проектной деятельности, использую знания и умения, полученные при изучении тем элективного курса.
  • Закрепить полученные знания в практической деятельности.
  • Выявить профессиональную расположенность к данной области.

Задачи:

Групповая форма работы при выполнении определённого задания-проекта позволяет учащимся

  • проявить способность к сотрудничеству,
  • умение слушать других,
  • аргументированно отстаивать свое мнение,
  • находить компромиссные решения.
  • развитие коммуникативных навыков
  • развитие вариативного мышления

Форма организации обучения: малые группы (5-7 человек).

Метод обучения: метод проектов, мозговой штурм, игровой (ролевой).

Работа строится по типу творческой мастерской. Каждый учащийся выполняет свою часть работы на исполнительском этапе, а обсуждение идеи проекта, планирование хода работы и оценка результатов – коллективная мыслительная деятельность.

Роль учителя: наблюдатель-консультант.

Содержательное обеспечение проектной деятельности:

  • информация, усвоенная учащимися на предыдущих занятиях;
  • приобретённый опыт практических занятий курса;
  • источники информации (лекции, книги, журналы, интернет-сопровождение).

1. Работа с «заказчиком»

Каждой группе учащихся предлагается выполнить проект организации банкета в честь бракосочетания для конкретного заказчика. Заказчик – член проектной группы. Далее ведется работа с заказчиком по определению задания.

Вопросы для определения задания

  • Дизайн помещения + освещение + оформление цветами зала.
  • Количество гостей.
  • Расстановка столовой мебели.
  • Рассадка гостей, учитывая почётные места.
  • Сервировка стола (выбор посуды, столового белья, цветов на столах).
  • Меню банкета.
  • Расчёт трудовых резервов с распределением обязанностей.

Выполняется эскиз плана помещения ресторана с указанием необходимых размеров в зависимости от количества гостей и планом мероприятия. С учетом пожеланий заказчика ведется поиск оптимального решения интерьера, схема освещения, расстановки столовой мебели, посуды, художественно-декоративное оформление (столовое бельё, цветы на столах). С этой целью группой вырабатываются несколько вариантов решений, и выбирается оптимальное, путем сопоставления по ранее определенным критериям. Для этого выполняются наброски, эскизы, схемы.
Выбор лучшей идеи ведется методом мозгового штурма с сопоставительным анализом вариантов.

2. Разработка лучшей идеи

Ведется разработка эскизного проекта выбранного варианта:

  • составляется план помещения, светового оформления, расстановки столовой мебели;
  • составляется план рассадки гостей;
  • схемы сервировки;
  • определяется декоративное оформление интерьера (цветовая гамма посуды, столового белья и цветов).

3. Оформление проекта мероприятия

Выполняются эскизы плана помещения, светового оформления, расстановки столовой мебели; плана рассадки гостей; схемы сервировки; эскизы декоративного оформления. Составляется ведомость потребности в материалах и оборудовании.

В пояснительной записке к проекту должны быть отражены:

  • задача, поставленная перед проектной группой;
  • варианты решений;
  • критерии выбора лучшего решения;
  • сопоставительный анализ вариантов;
  • самооценка процесса проектирования.

4. Презентация проектов

Учитель подчеркивают значимость последнего этапа работы – презентации с использованием информационных технологий и практической деятельности – в оценке работы группы в целом и каждого из ее участников.

Каждая группа представляет публично свой проект. Общий доклад делает один участник, выбранный группой. Остальные члены творческой группы докладывают по своей части работы, дают оценку своего участия, делают вывод о проделанной работе всей группы.

Учитель публично оценивает работу групп и отдельных участников. Источниками оценивания при этом будут: наблюдение за ходом работы (включенность, активность, интерес, креативность, сотрудничество) и процедура защиты проекта (оценка продукта, процесса, потенциал продолжения работы, самооценка участия).

5. В заключение, рекомендуется провести рефлексию используя следующие вопросы:

– Легко ли Вам было участвовать в занятии?
– Что оказалось для Вас самым важным?
– Получилось ли у Вас ответить на свои вопросы?
– Что Вы почувствовали, участвуя в занятии?
– Что нового Вы для себя узнали?
– Будете ли Вы использовать полученные знания и умения?

Методические рекомендации

При преподавании данного элективного курса рекомендуется использование компетентностного подход в обучении.

При проведении итоговых занятий, в данном случае деловой игры, учителю следует провести диагностику учащихся о владении ключевыми компетенциями, также провести самоанализ по итогам курса.

Основные составляющие ключевых компетенций.

  • Ценностно-смысловая компетенция:
    • формирование мировоззрения;
    • умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
    • обеспечение механизма самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности;
    • способность видеть и понимать окружающий мир;
    • осознание своей роли и предназначения в мире;
    • выстраивание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом;
    • познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;
    • знание культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций;
    • компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
  • Учебно-познавательная компетенция:
    • знания и умения организации целеполагания;
    • способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить;
    • умение поставить цель и организовать ее достижение;
    • способность к творческому подходу на заданную и свободную темы;
    • владение приемами решения учебно-познавательных задач;
    • владение приемами действий и методами решения проблем;
    • знания и навыки анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
    • функциональная грамотность.
  • Информационная компетенция
    • работа с информацией в эпоху ускорения, роста, старения и скорости передачи информации;
    • поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;
    • владение современными информационными технологиями
  • Компетенция личностного самосовершенствования:
    • освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки;
    • формирование психологической грамотности, забота о собственном здоровье;
    • формирование внутренней экологической культуры.
  • Коммуникативная компетенция
    • знание способов взаимодействия с окружающими;
    • овладение навыками работы в группе, коллективе;
    • владение различными социальными ролями.
  • Социально-трудовая компетенция
    • выполнение роли представителя, производителя, потребителя, покупателя, клиента.

При выполнении разработки занятия были использованы материалы элективных курсов:

1. О.И.Нагель, А.А.Сарычева. Программа элективного курса «Дизайн жилого интерьера».
2. Т.М. Матвеева. Программа элективного курса «Самоменеджмент учащихся».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector