Dailychef.ru

Еда и Кафе: справочная информация
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бизнес на вокзале идеи

Торговля на вокзалах

Это ещё один интересный вид торговли — в местах, где люди собираются для того, чтобы куда-то ехать. Вообще Travel retail — очень обширное понятие, и, в основном, когда мы говорим о такой его разновидности, то подразумеваем магазины в аэропортах. Тему о магазинах и торговых точках в аэропортах мы рассмотрим в отдельной статье, а сейчас я хотел бы поговорить о таком явлении, как торговля на вокзалах. Этот вид торговли, к сожалению, у нас не так популярен. И на наших вокзалах, опять же к сожалению, сейчас довольно сложно найти даже приличное кафе, в котором можно было бы расплатиться картой, не говоря уже о нормальных магазинах.

Когда я говорю о магазинах, я имею в виду не только киоски «Союзпечать» или ларьки с «сигаретами-пивом-семечками-сувенирами». Это должны быть полноценные магазины, как, например, в Мадриде, где на вокзале имеются не только кафе, но и магазин детских товаров, супермаркет, продающий в том числе и местные специалитеты, магазины одежды, бижутерии, товаров для путешествий (таких как сумки, чемоданы, аксессуары для них). А также большое количество вендинговых автоматов, продающих все — как прохладительные напитки, так и подушки для путешественников.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

На данный момент, пожалуй, только один из московских вокзалов может похвастаться цивилизованными торговыми точками и кафе — это Курский вокзал, фотографии которого можно посмотреть в официальном медиа-архиве РЖД.

Этому вокзалу еще и повезло, т.к. он соединен крытой галереей с ТЦ «Атриум».

Но Курский вокзал, к сожалению, является скорее исключением, чем правилом. Причем, железнодорожное сообщение очень развито в России, а вот удобства ему не достает. Кроме того, сами вокзалы теряют деньги, которые могли бы заработать на аренде площадей.

Если сравнивать вокзал с аэропортом, то, разумеется, открывать торговую точку выгоднее в последнем, особенно после зоны досмотра. Почему? Ответ очень прост: пассажиру уже некуда деваться, и он вынужден провести определенное время в этом пространстве, а скучать человек не хочет, поэтому и бродит кругами, заглядывая во все магазинчики.

Вокзалам в этом плане сложнее — нет такого строгого досмотра, как в аэропорту, да и находятся вокзалы обычно в центре города, где можно выйти прогуляться и поискать что-то интересное или необходимое. Иногда, впрочем, прогуляться не получается, даже если хочется — мешает объемный багаж, от которого в аэропорту есть возможность избавиться.

Давайте подумаем, что необходимо для того, чтобы вокзал стал приятным и выгодным местом для торговли и размещения торговых точек?

На мой взгляд, это:

  • Организация охраны — необходимо избавить путешественников от нежелательных элементов, вроде бомжей
  • Наличие простых в использовании, недорогих камер хранения — чтобы оставить там багаж на какое-то время
  • Удобство передвижения — эскалаторы и лифты, а не лестницы; минимальное количество уровней для преодоления на пути в магазин

Какие же товары хорошо было бы продавать на вокзале? Может быть, мой ответ вас удивит, но… абсолютно любые! Начиная с самых обычных «товаров в дорогу», таких как:

  • Печатная продукция: книги, газеты, журналы, кроссворды
  • Багаж: сумки, рюкзаки, чемоданы
  • Аксессуары для багажа: замки, чехлы для чемоданов, бирки (кстати, все это очень удобно продавать через вендинговые автоматы)
  • Аксессуары для путешественников (комфорт и удобство): подушки для путешественников, беруши, тапочки, зарядные устройства и аккумуляторы.

А также все, что может пригодиться путешественнику по прибытии в пункт назначения. Можно опять же взять пример с аэропортов. Так мне однажды понадобилась белая сорочка, потому что неожиданно организовалась встреча, которой не было в графике, а одет я был «casual». Поэтому также на вокзале можно отлично продавать:

  • Одежду (можно остановиться на простом ассортименте — нижнее белье, чулочно-носочные изделия, сорочки, брюки)
  • Обувь
  • Товары для детей — весь широкий ассортимент игрушек и одежды
  • Подарки, в том числе, например, элитный алкоголь (здесь неплохо будет иметь и просто ходовой ассортимент, вроде ручек и визитниц)

А как вы думаете, что можно продавать на вокзале?

Вокзал как бизнес

Может ли вокзал зарабатывать деньги? С этим вопросом «Пульт управления» обратился к начальнику службы коммерческой деятельности Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Денису Пинаеву.

– Денис Николаевич, как бы вы охарактеризовали функцию современных вокзалов? Некоторые считают, что они должны ограничиваться только обслуживанием пассажиров. Другие полагают, что на вокзалах можно развивать бизнес. Каково ваше мнение на этот счёт?
– Современные вокзалы давно переросли исключительно транспортную функцию, сегодня вокзал – это центр деловой, бизнес- и досуговой активности. Например, в столичном регионе коммерческие зоны занимают около 20% всей площади вокзалов. Надо сказать, что такие зоны на вокзалах были всегда, на протяжении всей истории железных дорог. Ещё при строительстве Павловского вокзала на первой железной дороге в России, Царскосельской, предусмотрено было специальное помещение для концертного зала с рестораном. Его открыли в 1838 году, когда на дороге началось движение поездов.
Но вместе с тем важно отметить, что вокзалы нельзя ставить на одну планку с торговыми центрами. Так как вокзалы обычно находятся в центре города, посетители сюда заходят перекусить, на бегу купить что-то нужное, провести деловую встречу и т.д. Нами было подсчитано, что ежедневно в Москве 7–9% посетителей вокзалов – люди, которые никуда не едут, и это не провожающие. Многие приходят просто покушать, выпить чашечку кофе, воспользоваться Wi-Fi и т.д. Это удобно клиенту, и это прибыльно для компании – получается взаимовыгодный бизнес.
Важно отметить, что сама Дирекция железнодорожных вокзалов пассажирам ничего не продаёт, кроме услуг камеры хранения, залов ожидания повышенной комфортности и в некоторых случаях комнат длительного отдыха.

Читать еще:  Ресторан при вокзале

– Есть ли примеры успешных бизнес-проектов на российских вокзалах?
– Конечно, есть. Хороший пример – это известный ресторан общественного питания KFC на Ярославском вокзале столицы, который был признан первым в мире рестораном этой сети по количеству выдаваемых чеков. То есть больше всего покупок в этой компании в мире осуществляется у нас, на Ярославском вокзале. Да и организацию коммерческой зоны на Ленинградском вокзале Москвы мы тоже считаем успешной. Ленинградский стал для нас примером современного вокзала, где эффективно совмещены и транспортные функции, и коммерческие. Оформление вокзала выполнено в едином стиле, продуманы все направления пассажиропотоков и учтены интересы посетителей вокзала.

– А насколько меняется и перераспределяется пассажиропоток при организации на вокзалах фудкортов, торговых и развлекательных центров?
– Мы открываем коммерческие точки таким образом, чтобы не мешать пассажиропотоку. Несмотря на то что функции вокзалов расширяются, транспортная составляющая остаётся приоритетной. Нам важнее всего, чтобы пассажир мог быстро и беспрепятственно пройти к кассам, камере хранения, санитарным комнатам и, конечно же, к своему поезду. А торговые зоны выстраиваются по ходу движения пассажиропотока.

– Репутация вокзала складывается из множества факторов, в том числе количества и качества арендаторов. Как вы подходите к их выбору?
– Безусловно, на имидж каждого вокзала влияют различные параметры, в том числе и арендаторы. Надо понимать, что мы существуем в рамках рыночных условий и не сами создаём коммерческие пространства. Рассмотрим в качестве примера Ленинградский вокзал. После того как запустили высокоскоростные поезда «Сапсан», там очень сильно изменилось и качество пассажиропотока. Часть авиапассажиров пересела на «Сапсан», конечно, они захотели и на вокзале видеть те же магазины и кафе, что и в аэропортах, причём готовы за это платить. Сегодня Ленинградский вокзал является таким, какой он есть, благодаря и пришедшим за новым пассажиром арендаторам. А вот на Казанском вокзале количество таких пассажиров в общей массе минимально, поэтому и уровень арендаторов сильно отличается. На том же Ленинградском вокзале, например, установлено 8 ароматизирующих установок для создания неповторимого букета ароматов. На других вокзалах этого нет.
Сегодня есть проблема нехватки на некоторых вокзалах узнаваемых международных брендов, а соответственно, и качества предоставляемого продукта. Развитие высокоскоростного движения в России существенно способствует приходу новой категории пассажиров и более высокого уровня коммерческого сегмента на вокзалы.

– Кто в основном арендует торговые площади на вокзалах? И за счёт чего может быть расширен круг арендаторов: ресторанные сети, розничная торговля, развлекательные услуги?
– Наибольшую площадь занимают места общественного питания и супермаркеты. Площади кафе и ресторанов по всей сети составляют около 70%. Однако популярностью среди пассажиров пользуются также аптеки, магазины сотовой связи, банковские услуги, цветы и розничная торговля. В ближайшее время мы планируем открывать на вокзалах почтовые отделения. Чтобы выяснить, чего хочет пассажир, мы каждый квартал проводим опросы на разных вокзалах страны. Результаты исследований показывают, что пассажир стремится к вокзалу функциональному, а торговый сегмент привлекает его в меньшей степени.
Одна из главных задач, которая стоит перед нами, – сбалансировать вокзалы и сделать их комфортными для каждого пассажира, в том числе и для коммерсантов. На вокзалах, как и везде, бывают сезонные арендаторы, которые продают актуальные товары в зависимости от времени года: мороженое, квас, фрукты и т.д. При этом пассажир хочет видеть уже знакомые ему бренды, к которым он привык за пределами вокзала.

– Рассматриваете ли вы возможность открытия на вокзалах ресторанов высокой кухни?
– Этот вопрос активно прорабатывается, и, скорее всего, уже в следующем году на некоторых вокзалах появятся рестораны высокой кухни. Яркий пример – Витебский вокзал в Санкт-Петербурге. Сейчас там в два этапа идёт реконструкция. Первый этап – подготовка пассажирской зоны к чемпионату мира по футболу 2018 года, второй – реконструкция остальных площадей, включая ресторан первого класса, который там был изначально. Его планируется возродить, создав условия для потенциальных инвесторов. Вокзал находится не в центре города, и на нём нет большого пассажиропотока. Мы хотим открыть ресторан высокой кухни, который не сильно бы зависел от пассажиропотока, а привлекал посетителей уровнем обслуживания, качеством и разнообразием блюд.

– Насколько привлекательны для бизнеса привокзальные территории и как их планируется развивать?
– Если вспомнить, что было 15 лет назад, то вокзал был рынком с приходящими и уходящими поездами. Сегодня привокзальные территории используются очень точечно. К примеру, есть парковочное пространство, которое должно быть перед каждым вокзалом города, с понятными тарифными сетками. На площади Ленинградского вокзала летом продаются товары местного производства. Там же на привокзальной территории расположен единственный в мире шоу-рум AliExpress, где представлены товары, которые можно приобрести в интернет-магазине. Главное в развитии бизнеса на привокзальной территории – не мешать пассажиропотоку, парковкам и не изменять облик самого вокзала.

– Продуктовые магазины и точки питания на вокзалах, вероятно, снижают спрос на услуги вагонов-ресторанов в поездах дальнего следования. Вы этот вопрос как-то регулируете с АО «ФПК»? Есть ли общая бизнес-модель обслуживания пассажиров?
– Общей бизнес модели с ФПК нет, но существуют совместные проекты, например с Дирекцией скоростного сообщения. Мы делаем зал ожидания повышенной комфортности на Ленинградском вокзале Москвы и по одному отдельному залу ожидания для пассажиров поездов «Сапсан» бизнес- и первого класса на Московском вокзале в Санкт-Петербурге. Работы завершатся в следующем году перед чемпионатом мира по футболу FIFA – 2018.

Читать еще:  Банкетный зал ювао

– Каковы особенности и условия ведения бизнеса на столичных и региональных вокзалах?
– Железнодорожные вокзалы достаточно привлекательны для внешнего бизнеса. Когда арендатор решает, куда ему зайти – в торговый центр, на вокзал или другой объект транспортной инфраструктуры, – понимает, что вокзал выгоднее. Он гораздо эффективнее, так как здесь арендатор получает стопроцентно гарантированный пассажиропоток. Безусловно, пассажиропоток разный в зависимости от региона. Например, через Площадь трёх вокзалов Москвы ежегодно проходят более 100 млн пассажиров. А это больше, чем весь пассажиропоток Московского авиаузла. Структура пассажиропотока такова, что ты можешь ориентироваться на разные сегменты, и практически для любого бизнеса можно найти свою нишу. Среди преобладающих предпочтений пассажиров пригородного сообщения можно отметить систему быстрого питания – фастфуд.
Для пассажиров дальнего следования больше интересны товары, которые можно взять с собой в дорогу, а также питание, но уже другого формата – полноценный завтрак, обед или ужин. Например, на Курском вокзале есть химчистка, и она пользуется очень большой популярностью. Люди, прибывая на вокзал, могут сдать вещи в чистку. Удобно её расположение и для многих москвичей, поскольку она находится по пути на работу или домой.
Можно уверенно говорить о коммерческой привлекательности вокзалов для разных категорий бизнеса, но при соблюдении двух условий: стабильный пассажиропоток и расположенность вокзала в центральной части города. Именно по этим двум причинам региональные вокзалы не всегда пользуются большим спросом среди арендаторов, ведь есть вокзалы, на которых пассажиропоток в год измеряется всего несколькими десятками тысяч человек. Но регионы тоже стремятся к развитию. Так, по соглашению с АО «Корпорация развития Северного Кавказа» мы открыли на вокзалах центрального региона страны 35 точек продажи товаров, произведённых на Северном Кавказе.

– Какая программа бизнес-развития железнодорожных вокзалов запланирована на 2018 год?
– В 2018 году планируем увеличить годовой доход от коммерческой деятельности на 10% по сравнению с предыдущим годом. На следующий год нашей главной задачей является подготовка и проведение чемпионата мира по футболу FIFA – 2018.

– Как вы оцениваете клиентоориентированность российских вокзалов?
– В начале 2016 года Дирекция железнодорожных вокзалов провела специальное исследование по качеству и разнообразию предоставляемых услуг на российских и международных железнодорожных вокзалах. По разнообразию наши вокзалы занимают лидирующие позиции, а вот по качеству услуг есть над чем работать.
Впервые в истории в этом году мы начали проводить обучение сотрудников вокзалов на базе центров АО «ФПК». Это очень важно, поэтому должны быть единые стандарты обслуживания пассажиров по всей стране. Если коммерсанты не будут акцентировать внимание на клиентоориентированности, бизнес на вокзале для них быстро станет нерентабельным, несмотря на гарантированный пассажиропоток.

– Многие вокзалы становятся площадками для проведения культурных мероприятий: музыкальных и театральных фестивалей, лекций, фотовыставок. Это создаёт дополнительные трудности для ДЖВ?
– Дирекция железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» поддерживает проведение культурно-массовых мероприятий на вокзалах, потому что, во-первых, тем самым меняется имидж вокзалов как исключительно транспортных объектов. Это помогает привлечь посетителей вокзалов и даёт им понять, что на вокзал можно и нужно заходить не только в связи с отправлением поезда. А во-вторых, разного рода массовые мероприятия привлекают внимание общественности к вокзалам и повышают узнаваемость и востребованность реализуемых там коммерческих проектов.

Насколько рентабельна модернизация бизнес-залов

Бизнес-залы на российских вокзалах станут похожи на европейские. ОАО «Российские железные дороги» ищет подрядчика, который сможет разработать новую единую концепцию для зон повышенной комфортности на вокзалах в России. Компания должна будет отталкиваться от европейского опыта. Такой лот опубликован на сайте госзакупок. С подробностями — Сергей Гусев.

Новому партнеру РЖД предстоит понять, чем премиальные лаунж-зоны на вокзалах в Амстердаме, Париже и Франкфурте-на-Майне отличаются от бизнес-залов на вокзалах Воронежа и Нижнего Новгорода. В итоге подрядчик должен предложить единые технические требования к дизайну залов, персоналу, организации питания и обозначить, какие услуги будут пользоваться спросом у пассажиров. Сейчас больше 100 вокзалов по России оборудованы зонами повышенной комфортности. Год назад, например, бизнес-зал открылся на Московском вокзале в Санкт-Петербурге. В пресс-службе РЖД его дизайн описывали как минималистичный с элементами лофта: кожаные диваны, кафе, Wi-Fi, рядом с каждым местом будет находиться зарядка для телефона.

Почему ВСМ Москва—Петербург не сможет окупиться за счет пассажиров

Вход для пассажиров спальных вагонов и класса люкс бесплатный, как и для тех, кто путешествует бизнес-классом скоростных поездов. Для всех остальных первый час нахождения в бизнес-зале стоит 350 руб., второй и следующие часы дешевле. Примерно такие же тарифы на вокзалах в Москве. Обстановка в этих залах однозначно оставляет желать лучшего, поделился впечатлениями генеральный директор Universal Music Russia Дмитрий Коннов: «Я был пару раз в залах Москвы и Питера, но, если честно, было ощущение, что, за исключением названия, мы вернулись в какое-то советское прошлое.

Я думаю, что в Европе железная дорога выполняет совершенно другую функцию в силу просто географических особенностей — там не существует таких больших стран.

Читать еще:  Цдл дубовый зал

Вы приезжаете фактически ко времени отправления поезда, и люди там доплачивают не за обслуживание на вокзале, а за обслуживание в вагоне. Большинство из них, насколько я знаю, такими залами даже не пользуется».

В предоставляемые услуги в бизнес-залах на вокзалах в России сейчас, например, входит распечатка документов, душ, консультации по поводу городских достопримечательностей, где-то работают библиотеки и даже парикмахерские. Модернизация необходима, при этом больших затрат она не потребует, считает гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков: «Не надо делать что-то экзотическое. Очень важно, чтобы эти помещения были удобно расположены с точки зрения локации на вокзале. Если они еще вступят в какое-то партнерство, чтобы системы доступа были интегрированы либо с кредитными картами премиального класса, либо, может быть, были проведены даже какие-то совместные проекты с авиакомпаниями, то это создаст дополнительные преимущества».

Эксперт-аналитик Европейского железнодорожного агентства Роман Мюнге настроен более скептично. По его мнению, бизнес-залы на вокзалах не востребованы в России, и вкладываться в их развитие бессмысленно: «Знаете, какая наполняемость в “Сапсане” в бизнес-классе? В лучшие дни — это 50%. Большинство выбирает самолет, потому что это быстрее. Что касается стыковочных рейсов, на которые точно так же рассчитываются эти бизнес-залы, я не понимаю, о чем тут можно говорить. В России поезд, который разгоняется до 160 км/ч, до сих пор считается скоростным».

Глава ОАО РЖД Олег Белозеров — о тарифах, стройках и квантах

В РЖД ждут, что подрядчик опишет в концепции, как бизнес-залы смогут более эффективно зарабатывать на своих услугах. Впрочем, по словам аналитиков, даже в Европе рентабельность премиальных залов отдыха невысокая, поскольку такие зоны — скорее имиджевые проекты.

По данным сайта госзакупок, ОАО РЖД готово заплатить за концепцию по развитию вокзальных бизнес-залов 3,5 млн руб.

Насколько рентабельна модернизация бизнес-залов

Бизнес-залы на российских вокзалах станут похожи на европейские. ОАО «Российские железные дороги» ищет подрядчика, который сможет разработать новую единую концепцию для зон повышенной комфортности на вокзалах в России. Компания должна будет отталкиваться от европейского опыта. Такой лот опубликован на сайте госзакупок. С подробностями — Сергей Гусев.

Новому партнеру РЖД предстоит понять, чем премиальные лаунж-зоны на вокзалах в Амстердаме, Париже и Франкфурте-на-Майне отличаются от бизнес-залов на вокзалах Воронежа и Нижнего Новгорода. В итоге подрядчик должен предложить единые технические требования к дизайну залов, персоналу, организации питания и обозначить, какие услуги будут пользоваться спросом у пассажиров. Сейчас больше 100 вокзалов по России оборудованы зонами повышенной комфортности. Год назад, например, бизнес-зал открылся на Московском вокзале в Санкт-Петербурге. В пресс-службе РЖД его дизайн описывали как минималистичный с элементами лофта: кожаные диваны, кафе, Wi-Fi, рядом с каждым местом будет находиться зарядка для телефона.

Почему ВСМ Москва—Петербург не сможет окупиться за счет пассажиров

Вход для пассажиров спальных вагонов и класса люкс бесплатный, как и для тех, кто путешествует бизнес-классом скоростных поездов. Для всех остальных первый час нахождения в бизнес-зале стоит 350 руб., второй и следующие часы дешевле. Примерно такие же тарифы на вокзалах в Москве. Обстановка в этих залах однозначно оставляет желать лучшего, поделился впечатлениями генеральный директор Universal Music Russia Дмитрий Коннов: «Я был пару раз в залах Москвы и Питера, но, если честно, было ощущение, что, за исключением названия, мы вернулись в какое-то советское прошлое.

Я думаю, что в Европе железная дорога выполняет совершенно другую функцию в силу просто географических особенностей — там не существует таких больших стран.

Вы приезжаете фактически ко времени отправления поезда, и люди там доплачивают не за обслуживание на вокзале, а за обслуживание в вагоне. Большинство из них, насколько я знаю, такими залами даже не пользуется».

В предоставляемые услуги в бизнес-залах на вокзалах в России сейчас, например, входит распечатка документов, душ, консультации по поводу городских достопримечательностей, где-то работают библиотеки и даже парикмахерские. Модернизация необходима, при этом больших затрат она не потребует, считает гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков: «Не надо делать что-то экзотическое. Очень важно, чтобы эти помещения были удобно расположены с точки зрения локации на вокзале. Если они еще вступят в какое-то партнерство, чтобы системы доступа были интегрированы либо с кредитными картами премиального класса, либо, может быть, были проведены даже какие-то совместные проекты с авиакомпаниями, то это создаст дополнительные преимущества».

Эксперт-аналитик Европейского железнодорожного агентства Роман Мюнге настроен более скептично. По его мнению, бизнес-залы на вокзалах не востребованы в России, и вкладываться в их развитие бессмысленно: «Знаете, какая наполняемость в “Сапсане” в бизнес-классе? В лучшие дни — это 50%. Большинство выбирает самолет, потому что это быстрее. Что касается стыковочных рейсов, на которые точно так же рассчитываются эти бизнес-залы, я не понимаю, о чем тут можно говорить. В России поезд, который разгоняется до 160 км/ч, до сих пор считается скоростным».

Глава ОАО РЖД Олег Белозеров — о тарифах, стройках и квантах

В РЖД ждут, что подрядчик опишет в концепции, как бизнес-залы смогут более эффективно зарабатывать на своих услугах. Впрочем, по словам аналитиков, даже в Европе рентабельность премиальных залов отдыха невысокая, поскольку такие зоны — скорее имиджевые проекты.

По данным сайта госзакупок, ОАО РЖД готово заплатить за концепцию по развитию вокзальных бизнес-залов 3,5 млн руб.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector